1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №225 (2167) за 05.10.2005

ПЛАТНЫХ ДОРОГ У НАС ПОКА НЕ БУДЕТ

Виктор Ющенко подписал Закон "Об автомобильных дорогах". Наиболее важным в нем для рядовых автомобилистов является раздел, посвященный взиманию платы за проезд по магистралям. Для перевода автодорог общего пользования, а также мостовых переходов, в разряд платных необходимо принять отдельный закон, выполнение которого будет контролировать Кабмин. Предусмотрено, что дорога может быть платной как по всей длине, так и на отдельных ее участках. Интересно, что законом не предусмотрены какие-либо льготы для представителей социально незащищенных категорий граждан. К примеру, ветеранам войны придется либо платить полную стоимость за проезд по такой трассе, либо ехать по альтернативной дороге.

Можем обрадовать: платных дорог общего пользования в Украине пока не будет, и появятся они, судя по всему, нескоро. Прежде всего, взимание платы за проезд по дорогам, находящимся на территории частной собственности, законом не предусмотрено. А уже имеющиеся автодороги не могут быть приватизированы, то есть, для потенциальных инвесторов нет смысла вкладывать деньги в их реконструкцию — прибыли не получишь. А для того, чтобы государство имело право взимать плату за проезд, которая пойдет в госбюджет, необходимо такую магистраль "существенно усовершенствовать" (что имеется в виду, закон не уточняет), а также "обеспечить альтернативный проезд транспортных средств безоплатными автомобильными дорогами". Значит, надо построить параллельно еще одну магистраль, а такие громадные капвложения казне в обозримом будущем не под силу.

В этой связи уместно вспомнить Закон "О реконструкции и эксплуатации на платной основе автомобильной дороги Киев-Одесса", подписанный Леонидом Кучмой в мае 2003 г. Он не выполнен, между этими городами по-прежнему ездят бесплатно, потому как и на уже готовом участке Жашков—Краснознаменка (около 150 км) альтернативной дороги нет. Более того, когда она появится — неизвестно, ибо Счетная палата признала нецелесообразным "зарывание в землю" порядка 10 млрд грн. на ее строительство, и Госслужба автодорог "Укравтодор" с этим согласилась. Очевидно, на ближайшие годы вопрос перевода этой дороги в платный режим утратил актуальность. Между тем, по предварительным расчетам "Укравтодора", стоимость проезда легковушек по трассе могла составить 12 коп за 1 км, грузовиков и автобусов — 37 коп. Подсчет показывает, что за 480 км от Киева до Одессы водитель легковушки выложил бы почти 60 грн. — такое "удовольствие", на фоне перманентного подорожания бензина, немногим по карману.