1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №226 (2168) за 06.10.2005

"У МЕНЯ УЖЕ ЕСТЬ КЛИЧКА — "ТАТАРИН"

— При вашей "павловской планке", что интересного в "Жмурках" предложил вам Алексей Балабанов, с которым вы прошли путь от "Счастливых дней" до "Брата"?

— Смело признаюсь вслух: после "Жмурок" есть разочарование. Но я свое разочарование списываю не на Балабанова, а на неудачу в исполнении жанра. Алексей предложил кинокомедию, но в результате я получил очередной кровавый боевик. Не получилось комедии. Балабанов — человек-то веселый, но юмор у него со своим пониманием. Еще когда я согласился попробовать себя на главную роль в его первом полнометражном фильме "Счастливые дни", я уже тогда усек, я нюхом почувствовал гений этого человека. Балабанов — художник ищущий. Но что касается "Жмурок", я не думаю, что это поиск. Он не искал. Видимо, в это время ему было очень плохо, он работал во времена депрессии. Когда он сказал: "Мы делаем комедию" — за ним все потянулись. Ты, посмотри, какой актерский букет он собрал, не только воспользовавшись своим благодарным именем, своей талантливой фамилией. Думаю, за ним пошли как за авторитетом. До этого у меня были разговоры с авторитетными людьми, я кричал и умолял их — заставьте его работать, заставьте его снимать кино, иначе он погибнет, мы потеряем гения!

— А вы могли отказаться от приглашения Балабанова?

— (Задумался). Мог бы. Мы никогда не были друзьями, нас объединяла только работа. Как человек я ему не был интересен — мы не дружили домами, я не пил с ним водку. Не скрою, и, наверное, скажу то, чем испугаю и разозлю кое-кого. Но уже сегодня, не потому, что я достиг каких-то определенных вершин и статусов (я не зазнался, не скурвился, держу себя под контролем), но — и об этом я впервые говорю — если завтра позовет Балабанов, я подумаю. Раньше я безоглядно шел, но "тот" Сухоруков для Алексея закончился.

— Очень убедительно ваш герой боялся смерти. В жизни вы тоже человек несмелый?

— Конечно, я боюсь, например, высоты, воды, змей, землетрясений — хотя никогда этих страхов не испытывал, но почему-то на генном уровне, я этого боюсь. Но в жизни я не боязливый человек, а смелость это удел все-таки более сильных и героических. Но я не боюсь жить, не боюсь ночи, бандитов... Мне однажды приснился сон: пространство залитое какой-то жгучей жижей, грязью, ужасом — все это кипит, булькает. А среди этого какой-то люк или колодец. И меня опускают туда вниз головой — я задыхаюсь, кричу, каюсь, молю Бога. Но меня не отпускают, окунают в какой-то тартар, в преисподнюю и нету этому остановки, и нет мне покоя. Я проснулся в холодном поту. Сон закончился, появилась возможность с облегчением вздохнуть. Потом я понял, что за каждым страхом существует облегчение, а если нет облегчения после страха — тогда это уже смерть.

— В числе осенних кинопремьер ваш первый опыт сотрудничества с другим знаковым режиссером — Станиславом Говорухиным (режиссер привозил картину в Киев на фестиваль "Стожары". — Авт.)

— Выхода фильма Говорухина по повести Михаила Дудинцева "Не хлебом единым" я ждал с трепетом. Он — мэтр, легендарная личность, да и интереснейший режиссер. Политически отравленная личность, он общественник. И что в нем больше — художника или общественно болеющего человека, я не знаю, это еще надо разобраться. И тем не менее, он приглашает клишированного, имиджевого Сухорукова, у которого уже есть определенный образ, даже кличка — "татарин", "бритоголовый", "брат". Он зовет меня на роль мне не свойственную — солидного человека с каракулевым воротником, в каракулевой шапке, с погонами и огромной звездой генерал-майора. Он позвал меня на роль мужа — я впервые сыграл женатого человека. И жена у меня молодая красавица, актриса Света Ходченкова. Говорухин открыл ее в фильме "Благословите женщину". Он очень радуется, глядя на нее. Она его вдохновляет. Он любит ее. Она висит портретом в его кабинете. И это здорово. Ей повезло. Я завидую ей... А начинали мы тревожно, с опаской. В первый съемочный день все были в стойке, наблюдая за Сухоруковым: "Каким он будет? Будет ли он клоуном? Не навредит ли нашей серьезной истории?" С облегчением они вздохнули намного позже — в экспедиции, когда мы приехали на Орско-Халиловский комбинат в Оренбургской области. И уже именно там Говорухин скажет, что у Сухорукова золотой характер. Они там поставили "пятерку" моему существованию в фильме "Не хлебом единым".