1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №230 (2172) за 11.10.2005

"АМЕРИКАНСКАЯ ПУБЛИКА ЗАВОДИТСЯ СРАЗУ"

В недалекие советские времена украинская школа эстрадного пения считалась лучшей в Союзе, украинцы чаще всего побеждали на многочисленных советских эстрадных конкурсах. Было глубоким заблуждением считать, что джаз в этом разрезе является исключением. Подтверждение тому — знаменитый киевский вокальный секстет ManSound, отметивший в прошлом году свое 10-летие.

Год назад ансамбль потерял своего лидера — от инфаркта умер Владимир Михновецкий, руководитель и душа коллектива. Некоторое время ManSound выступали впятером. Сейчас место четвертого тенора в ансамбле пока занимает Сергей Харченко.

О музыке ManSound и не только "Сегодня" решила поговорить со старейшиной коллектива Рубеном Толмачевым и менеджером ансамбля, своего рода седьмым человеком в коллективе, Дмитрием Выговским.

— Какие наиболее значимые для коллектива достижения вы можете отметить, оглядываясь на десятилетнюю историю ManSound?

Дмитрий Выговский: — За это время мы побывали на сорока с лишним джазовых фестивалях в различных странах мира, включая США, Францию, Голландию и Швейцарию. Мы победили на международном конкурсе вокальных групп в Грацца (Австрия), где, кстати, познакомились с Вардом Свинглом, легендарным создателем первого акапельного коллектива The Sweengle Singers. Нам польстило, что он был очень впечатлен нашим выступлением, сказав, что лично ему ManSound нравится гораздо больше, чем знаменитые Take 6. Мы лично знакомы с музыкантами группы New York Voices. А еще выступали на инаугурации Виктора Ющенко, что для нас было тоже очень почетно.

Рубен Толмачев (подхватывает): ...Выступали совместно с живым классиком джаза Лайонелом Хэмптоном, со знаменитым бас-гитаристом Маркусом Миллером...

— Рубен, вы в коллективе с самого начала. Как вы сюда попали?

Рубен: — Меня, как и всех остальных, пригласил наш уже покойный лидер Володя Михновецкий. А до этого я никогда не имел дела с джазовой музыкой вообще, ведь мое образование исключительно академическое. Вокальный джаз я услышал за месяц до своего приглашения в тогда еще только создающийся коллектив. По-моему, это были Take 6 и наш киевский "Джаз-экспромт", который в свое время также собрал Володя Михновецкий. И хотя моя специальность хоровая музыка, меня поразило, что вообще люди могут так петь! До этого мне казалось, что такое пение пребывает за гранью физических возможностей человека. Поэтому, когда мне позвонил Михновецкий, мое сердце просто прыгнуло к горлу. Так я попал в ManSound, о чем не жалею до сих пор.

— Репертуар ансамбля весьма разнообразен: джаз, негритянская духовная музыка, песни из мюзиклов, из репертуара The Beatles и Стиви Уандера, популярная музыка, украинские, а также русские и эстонские(!) народные песни. Что является основным и основополагающим принципом подбора вашего репертуара?

Рубен: — Исключительно музыкальная ценность — независимо от жанра. Хорошая музыка.

— На всех тех многочисленных сценах, где вам приходилось выступать, вы всегда исполняли украинскую народную музыку. Как воспринимается наша песня за рубежом?

Рубен: — Сказать, что она воспринимается на ура — не сказать ничего. Часто именно украинская народная музыка является главной причиной нашей востребованности за рубежом. Там слушателей часто восхищает именно то, что мы умеем таким вот образом подать народную песню. Так мы языком универсальным, то есть музыкой, можем рассказать об Украине. Сама народная песня — это зашифрованная наша история и менталитет. Хотя подача украинской музыки тоже несомненно важна для ее понимания. В нашем исполнении это воспринимается как world music, только по-украински.

— В последнее время в современной музыке — как академической и джазовой, так роковой и популярной — преобладают тенденции "возврата к корням". Как вы ее оцениваете?

Рубен: — Как неизбежность. Как в свое время говорили советские музыкальные теоретики, нужно черпать из истории. И это в самом деле так! Ведь в народной музыке очень много правды, она родилась из самого потока жизни. Что еще может быть более убедительным?

Дмитрий: — Именно поэтому мы в 2003 году записали альбом Slavic Roots ("Славянские корни"). Название очень характерное. Я очень долго к нему шел, ломая себе голову над тем, как объединить украинские и русские народные песни.

— Вы сотрудничали с таким легендарным русским джазовым музыкантом как Алексей Козлов. Именно он способствовал вашему первому появлению в России.

Рубен: — С Козловым мы впервые встретились на фестивале в Никополе. Там директор завода ферросплавов долгое время прививал своим рабочим любовь к джазу (смеется). Конечно, Козлов — это величина. Сейчас с легкой руки джазового журналиста Кирилла Машкова существует такой термин в истории джаза — ЛСД, Легенда Советского Джаза. Это как раз о Козлове. Даже без всего того шлейфа легендарности, подпольных концертов, группы "Арсенал" Алексей Козлов просто потрясающий музыкант, с потрясающим мышлением. И что характерно, он все время новый. В свое время совместно с ним и с квартетом Шостаковича мы исполнили композицию Angel Еyes. А еще вместе с Козловым мы гастролировали в Москве и Львове.

Дмитрий: — Козлов тогда, в начале нашего существования, дал нам очень важный толчок, после которого все у нас пошло. В России о нас сразу же заговорили, и все джазовые фестивали считали за честь нас пригласить.

— Вы выступали во многих странах мира. Чем отличается аудитория разных стран по восприятию вашей музыки?

Дмитрий: — В основном, есть отличия на джаз-фестивалях и на сольных концертах. Джазовая публика одно время нас очень избаловала — прием всегда был просто ошеломляющий. А на сольных концертах публику нужно было какое-то время раскачивать.

— А есть отличия по национальному признаку?

Дмитрий: — Европейская публика более сдержанная. Хотя у нас еще не было такого, чтобы к концу уже первого отделения народ не аплодировал.

Рубен: — Самая открытая публика — американская. Там люди заводятся сразу. У американцев совсем другая предпосылка, с которой они приходят на концерт: "Я пришел, чтобы мне было хорошо, и мне хорошо. А тут еще и люди поют хорошо!" Украинский слушатель часто приходит с мыслями "а ну-ка, посмотрим, что вы тут поете... Ах вот так, ух ты... тогда да, тогда похлопаю, а может, и на бис позову..." В Америке все гораздо проще. После первой песни зал уже стоит на ушах.

— Вы все профессиональные музыканты. Можете ли вы слушать музыку в просто свое удовольствие, не разбирая "по косточкам"?

Рубен: — У меня был такой этап, о котором ты говоришь, но он, к счастью, закончился на третьем курсе музыкального училища. До этого я мог, слушая музыку, эстетствовать: хорошо или плохо сыграно, какая гармония здесь, а вот здесь, какой инструмент, а вообще, что это, и почему я этого не знаю. Это прошло. Мне кажется, это этап взросления каждого музыканта. Сейчас я слушаю музыку лишь для своего удовольствия.

— А каковы музыкальные вкусы участников секстета?

Рубен: — У нас у всех очень разные вкусы. Что касается меня, то я не могу сказать, что джазовая музыка занимает в моей фонотеке самое большое место. Как ни странно, я не очень люблю классический джаз. Из джаза я слушаю все достойные вокальные ансамбли, в силу специфики и своей работы, и своего образования. Кроме этого я люблю все, связанное с фольклором, живо интересуюсь этно-джазовыми проектами. С большим удовольствием слушаю качественную американскую поп-музыку. Например, Майкла Джексона.

Дмитрий: — Нужно сказать, что джазовый уклон в нашем творчестве шел, прежде всего, от Володи Михновецкого. Вот он был чисто джазовый человек. Но то, что он кроме джаза еще слушал "Песняров", несомненно повлияло на специфику его творчества и творчества ManSound. В нашем коллективе джаз больше всех, кроме уже покойного Володи, любит тенор Юра Роменский. Володя Трач, к примеру, любит соул, R&B и все, что связано с поп-музыкой — поп-джаз, поп-рок... Словом, в наш коллектив все приходили из разных музык, если так можно сказать.

— А кого вы можете выделить на украинской музыкальной сцене?

Рубен: — Мы все очень любим Гайтану, и это нас объединяет. Без сомнения, ярчайшее явление на нашей сцене это Нина Матвиенко. Стоит тут назвать и Тараса Петриненко, мэтра нашей эстрады, который и по-прежнему остается весьма интересным. Есть артисты, к которым я очень уважительно отношусь за их ум и подачу материала, но не могу сказать, что люблю и буду слушать их музыку. В этом контексте я бы назвал Руслану, Ани Лорак, "Океан Эльзы". О! Мне очень, очень нравится "Танок на майдані Конго"! Никогда бы не подумал, что буду слушать хип-хоп. Часто рэпу в его оригинальном афроамериканском варианте свойственна агрессивность, а от ТНМК исходит такой свет! Также мне очень нравится Олег Скрипка. Опять же — на чем базируется его творчество? На украинской народной основе.


КСТАТИ
Киевский секстет ManSound существует с 1994 года. Сегодня его считают вокальным коллективом N1 в странах СНГ. Коллектив — участник международных джазовых фестивалей, хотя в его репертуаре множество направлений музыки. В стабильный состав на сегодня входят Рубен Толмачев (бас), Вячеслав Рубель (баритон), Владимир Сухин (тенор), Владимир Трач (тенор), Юрий Роменский (тенор). Кандидатура шестого вокалиста пока не закреплена.
За 10-летнюю историю музыканты успели объездить весь мир, побывать на самых престижных мировых джазовых фестивалях и заработать заслуженную мировую известность. Многие джазовые критики Америки, Европы и России называют ManSound лучшим вокальным джазовым коллективом. В подтверждение этого Всемирная акапельная ассоциация (CASA) в 2004 году признала известный джазовый стандарт Nature boy в аранжировке лидера секстета Владимира Михновецкого и в исполнении ManSound лучшим в мире вокальным исполнением в стиле джаз.