1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №234 (2176) за 15.10.2005

В ПОСЛЕДНИЕ МЕСЯЦЫ ПРОНЮ СПАСАЛА "МОЯ ПРЕКРАСНАЯ НЯНЯ"

В среду, после прощания в Доме кино, на Байковом кладбище похоронили Маргариту Криницыну — по сути, актрису одной роли, но роль Прони Прокоповны в картине Виктора Иванова 1961 года "За двумя зайцами" стоила десятков ролей других актрис. Если не саму Криницыну, то Проню знает каждый — и если героя уже не ассоциируют с реальным человеком, актером, это только подтверждает врожденный талант. Так ли часто персонажу картины ставят памятник при жизни актера?

"Сегодня" пообщалась с дочерью знаменитой актрисы Аллой — мы хотели поговорить о настоящей Криницыной, актрисе и человеке, над которым столько лет довлел образ незакомплексованой и простоватой Прони Прокоповны.

— Чем ваша мать увлекалась помимо кино?

— Она любила кулинарию — готовить, кушать. Мама готовила очень вкусно. Она сама из России, с Урала, выросла в голодные военные годы, и у нее не было опыта приготовления блюд украинской кухни. Но уже в Украине она прекрасно готовила вареники — какие у нее были вареники, просто загляденье... С картошкой, мясом, вишней, черникой… Однажды я приехала из Москвы с мужем, а у папы на письменном столе стоял целый тазик с пирожками — потому что на кухне уже просто не было места. Мы сели обедать — сначала были салаты, потом пироги с мясом, капустой и рыбой, потом борщ, после борща — пельмени, печенная в духовке буженина, после буженины шли вареники с вишней и так далее... Первый раз в жизни у меня был "удар едой" — шевелиться было после этого невозможно. Вот так она могла наготовить. Гости, конечно, любили у нас сидеть.

— Мама смотрела телевизор?

— В самые последние месяцы жизни ее спасала "Моя прекрасная няня". Я всегда скептически относилась к этому жанру, но когда увидела маму, уже достаточно больную, которая действительно ждала этих серий... Когда знаешь, что человек больной, и вдруг слышишь из другой комнаты хохот. Это было для нее окно, отдушина, она очень переживала за этих героев. Я очень благодарна Заворотнюк и Жигунову, которые скрасили последние месяцы жизни матери, дали ей возможность смеяться.

— У вас были домашние животные?

— Когда мы жили еще на старой квартире на студии Довженко, у нас были кошки. Я помню, мне было пять лет, я подобрала кошку, собрала всех ребят во дворе — мы пришли, позвонили в дверь, мама открыла, а мы стали орать: "Тетя Рита, возьмите котенка!" Она сказала: "Я его возьму, если он пописает в песок". Мы посадили котенка, и он сходил на песок — жил у нас очень долго, потом еще были коты... Когда мы переехали на Березняки, у нас кот упал с семнадцатого этажа, разбился, и после этого мы кошек уже не брали. А потом я принесла собаку, когда уже училась в институте, мы его назвали Тимка — мама его тоже очень любила, он прожил у нас шестнадцать лет. Животных она просто обожала — у меня на даче две собаки, и мама всегда спрашивала: "Как там твои собачки?"

— Какие у мамы были любимые места в Киеве?

— Очень любила Подол — даже когда на Андреевском спуске еще не стоял памятник Проне. Может быть, потому, что это связано со съемками фильма. Я ей запрещала, но в последний раз на Подол мама съездила весной — она уже практически не могла ходить. Уговорила водителя и женщину, которая за ней присматривала, — и вот они все туда поехали. Она была возле своего памятника, как всегда набежала толпа. Некоторые осуждают ее за то, что она ходила к своему памятнику, но поклонники любого возраста, и молодожены, и дети, могли к ней подойти и взять автограф, поговорить. Это то, что она не доиграла и недополучила как актриса — эти аплодисменты, радостные зрительские лица. Вообще она любила играть, она просыпалась и играла — она же актриса, вся ее жизнь — спектакль. Что касается киевских мест, то еще мама, естественно, любила студию Довженко, потому что там прошла ее молодость. Я выросла в павильонах — мама снималась, а я болталась...

— Вы считаете, что Криницына не реализовала себя как актриса?

— Тогда, когда она была молода и полна сил, ее не воспринимали как драматическую актрису. Может быть, из-за роли Прони — но ведь только сейчас ею стали восторгаться: "Проня, Проня…" А ведь сколько лет картина пролежала на полке, о ней никто не вспоминал. Только когда началась перестройка, то оглянулись, почесали макушку — а что у нас есть в Украине? Оказалось, что "За двумя зайцами", "В бой идут одни старики" — золотой фонд украинского кино. Это незаслуженно забытые картины, премии к которым пришли через сорок лет. Они востребованы простым зрителем, народом — никакие чиновники никогда не давали наград. Это комедия, "пустой жанр", никто из чиновников не любил этот жанр — боялись. Да, маму всегда воспринимали как Проню Прокоповну, еще как Бандершу из "Свадьбы в Малиновке", она была характерной, острой актрисой. Но тогда кино тяготело к серьезности — фильмы должны были быть о секретарях райкомов, с поставленными социальными проблемами. В этом смысле мама была не очень востребована. Ей нужно было, конечно, играть драматические роли в театре, она же трагическая актриса. Но что делать...

— Маме не хотелось вернуться в Москву?

— Ей всегда этого хотелось, разве только в последние годы это желание пропало. В Москве остался весь ее ВГИКовский курс — она училась с Майей Булгаковой, Валей Владимировой, то есть со всеми звездами старшего поколения, которые были очень популярны в советское время. Мама тогда еще не была настолько любима народом, как сегодня. Во времена затишья, когда никто ее не снимал, маме казалось, что если бы она осталась в Москве, то была бы так же востребована, как ее однокурсницы. Но когда все вдруг стали говорить: "Ой, наша Проня!", мама как-то смирилась. Ну да, одна роль — ну что же сделать, такая ее судьба.

— Ее квартира на Березняках — достойное жилье для всенародно любимой актрисы?

— Вы знаете, нет — так сказать нельзя. Но мама не умела бороться. Она могла с кем-то поссориться, но ходить по кабинетам и просить чиновников, писать письма — нет. Она была совершенно неделовая женщина.


КСТАТИ
Помимо первой большой роли в комедии "За двумя зайцами", самые известные актерские работы Криницыной — в фильмах "Свадьба в Малиновке" (1967), "Бумбараш", (1971), "Одинокая женщина желает познакомиться" (1986) и в сериале "Рожденные революцией" (1974).
Маргарита Васильевна родилась на Урале 7 октября 1932 года. После окончания московского ВГИКа у актрисы были предложения работать в театрах Вахтангова и Моссовета, но Криницына уехала в Киев, где начала сниматься на студии Довженко. Всего Криницына сыграла около 60 ролей в кино — в основном, эпизодических.