Выпуск газеты Сегодня №234 (2176) за 15.10.2005
НОЧЬ С ВЕДЬМАМИ И ВАМПИРАМИ,
Збараж — небольшой городок в сорока минутах езды от Тернополя. Старинный, уютный, теплый. Жить тут да радоваться! А меня встречает... вампир. Долговязый, весь в черном, гремит серебряными цепями. Прямо холодом повеяло. Тем не менее, пришлось спросить, где ж "Чертов штаб"? Трудно сказать, каким образом Збаражский замок напомнил организаторам фестиваля некрополис (с латыни — кладбище). В этом тяжеловесном сооружении трудно отыскать и нервные готические черты. Однако "люди в черном" чувствовали здесь себя комфортно. Кроме украинских неформалов пожаловала делегация из Польши. Явились и двое американцев, которые гостили у родных и "повелись" на тяжелый рок. Некоторую ясность относительно понимания жизни "гаммадионовцами" внес вокалист группы "Zcuf" Владимир Саниев, объяснив, что у готов черный цвет символизирует радость, а белый — печаль. Никто не знает, какую роль сегодня тебе отведет жизнь и кого придется играть. А если проще, то надо быть всегда готовым к переселению в мир иной. Признаюсь: странно было слышать такие рассуждения от жизнерадостного музыканта. Похоже, им просто нравится пугать окружающих, и немного — себя самих. Современные готы — это 70 процентов эпатажа и 30 — философии. На радость и другие чувства уже ничего не остается.
Сотрудник замка-музея, экскурсовод Галина Будзан второй год становится свидетелем "Черной лиры".
— Когда мы спросили гостей, кто они и что своей одеждой хотят доказать, они объяснили, что таким образом самовыражаются, — делится впечатлениями пани Галина. — Но разве через черную одежду и разрисованные лица что-то можно сказать? Я так думаю, что за этим кто-то стоит, дает деньги на эту дьявольщину. Вместе с тем, я заметила, что между ними существуют различия: одни будто отстаивают добро, другие — зло. Присмотритесь к одежде: у одних нарисована листва, цветы, а у других — змеи. У некоторых на мантиях я видела число "666", а это нехорошо. Трудно понять и их музыку. Песни если не о кладбище, то о девушке, которая живет понедельниками. Или солист полчаса взывает: "Хочется крови! Хочется крови!.." В прошлом году вечером на самом деле пили "кровавую Мэри" и какие-то таблетки. Но вообще они ведут себя мирно, ходят, будто углубленные в себя.
Наблюдения Галины поддержали и сотрудники милиции — начальник отделения участковых инспекторов Збаражского райотдела УМВД Виталий Присяжнюк и участковый Анатолий Куницкий.
— Впечатления неоднозначные, — говорит Присяжнюк. — Не каждый человек поймет таких. Хотя... по сравнению с местной молодежью ведут себя тихо. В прошлом году, помню, был инцидент: один из местных "правильных" юнцов попытался сорвать с гота черное убранство. Тогда дело чуть до потасовки не дошло, но милиция вовремя подоспела.
— Тем не менее, в этом году на дежурство вышел обычный наряд — 7 сотрудников, вооруженных пистолетами с резиновыми пулями, — информирует Куницин. — Ребята соглашаются: да, есть подозрение, что кое-кто курил "план", но ведут они себя не агрессивно, предпочтение отдают пиву, алкоголь не употребляют, так что задерживать кого-то нет оснований.
Сколько не было здесь черного, а фестиваль на самом деле обошелся без темных дел. Отстраниться от бренности земной готам помогали выступления рок-групп. Из Львова приехали "Замковая тень" и "Полиновое поле", из Киева — "Sweet sixty nine", исполняющая индустриальную музыку и протестующая таким образом против коммерциализации и "попсы", заполонивших наш эфир. Тернопольскую область представляли "Zsuf"" и "Gudi sile". Концертную программу вели известные в среде "вампиров" ди-джеи из Львова Хомиус и Kroolick (последний объяснил, что его родословная имеет польские корни, оттуда походит и прозвище — маленький король). Как положено любителям ночи, готы практически не танцуют. Лишь единицы ритмично покачивались на лужайке перед замком, где параллельно с музыкой шла демонстрация короткометражных документальных фильмов молодых режиссеров. Большинство же участников фестиваля просто лежали на траве, раскинув руки и вглядываясь в звездное небо. Некоторые парочки пытались сосредоточиться на поцелуях, но явно сбивались с ритма.
Слабое место готов — это псевдонимы. По наблюдениям ди-джея Хомиуса, готы выбирают себе псевдоним с претензией. В реальной жизни, как правило, человек не отвечает избранному образу. Юноши по большей части ассоциирую себя со "страшными" историческими или литературными персонажами, а девчонки — с ведьмами. Фестиваль для готов — это бал, на который следует одевать самые лучшие, то есть самые черные, из одежд. В толпе я насчитала пять Дракул, дюжину вампиров и вампирш. Тешили глаз прикиды кибер-готов (черноту убранства они "разбавляют" футболками фиолетового и зеленого цвета), разноцветные парики и перья в причудливых прическах дам. Впридачу к кружевам и камзолам все это напоминало булгаковский бал Воланда. Как только здешним "ведьмочкам" не пришло в голову нарядиться в "костюм Маргариты" и пройтись по траве нагишом?
И вдруг... среди повальной черноты мелькнули белые украинские вышиванки. Бегом бегу знакомиться. Парень представился Левой Троль, девушка — Ольгой. Ребята называют себя украинскими фольк-готами, а потому носят национальную одежду.
— Мы считаем, что украинское средневековье существенно отличалось от западноевропейского, поэтому стараемся придерживаться своих традиций, — сказал будущий культуролог, а ныне студент Львовского Национального университета имени Ивана Франко Евгений Троян (он же Тролль). — Готы как субкультура в Украине появились недавно, поэтому мы стараемся найти что-то свое, светлое, божественное. Вышитая сорочка мне роднее, чем черные одеяния монахов. Я неоднократно бывал на Международных готических фестивалях в Польше, и каждый раз одеваю вышиванку.
— В украинских народных сказках всегда происходит борьба между добром и злом, черным и белым. И даже если белое не всегда побеждает, мы твердо верим в его силу, — добавила Ольга, ученица Львовского физико-математического лицея. — Частично мы ощущаем себя белыми воронами среди черных, тем не менее ни одного злого слова в свой адрес слышали.
Вообще же готов всех стран объединяет Анк — древнеегипетский символ бессмертия, соединяющий в себе крест — символ жизни и круг — символ вечности. Вместе с тем его форму связывают с восходящим солнцем или единством мужского и женского начал. Одни готы — приверженцы средневековья, другие — тяготеют к футуризму. Есть также готы а-ля матрица, кибер- и даже бейби-готы. Общаясь с ними, я заметила, что каждый стремится выразить себя в творчестве. Например, Наталья, избравшая себе псевдо Invisible Woman (Невидимка), а в реальной жизни бухгалтер, вот уже несколько лет вместе с мужем ездят по Тернопольской области и фотографирует полуразрушенные замки, крепости, старые кладбища. В планах фотохудожницы создать галерею памяток архитектуры не только родного края, но также Львовщины и Закарпатья. В интернете Наталья открыла две авторские фотогалереи, на фестивале представила более сорока своих работ серии "Темная гармония".
…С первыми лучами солнца чудаковатые люди разъехались, старательно убрав территорию. Окропленная утренней росой, поднялась к ласковому солнцу притоптанная трава. Ну и что страшного в том, что эти ребята так наивно играют в смерть? На самом деле они обожают жизнь так же, как и все мы.
КТО ТАКИЕ СОВРЕМЕННЫЕ ГОТЫ?
Готы — представители молодежной субкультуры, вдохновленной эстетикой готического романа. Появились в 1979 на волне пост-панка. Панковский эпатаж направили в русло пристрастия к вампирской эстетике. Прикид: черная одежда, крашеные черные длинные волосы, черные ногти, черные губы, серебряные украшения на оккультную тематику. Символы эклектичны по набору: египетские, христианские, кельтские. Также используются символы в виде украшений — гробики, черепа, летучие мыши.