1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №237 (2179) за 19.10.2005

НА ГРАНИЦЕ — НАСТОЯЩАЯ ВОЙНА: КОНТРАБАНДА ИДЕТ КАРАВАНАМИ!

О трагедии под Краснодоном, когда в результате наезда грузовика с контрабандным сахаром погибли двое сотрудников ГАИ, наша газета рассказывала достаточно подробно. Побывав на месте происшествия, корреспондент "Сегодня" пришел к выводу, что это происшествие является следствием большой проблемы: контрабандисты чувствуют себя едва не хозяевами Луганщины.

ПЕРВАЯ КРОВЬ

Подозреваемый в наезде на автомобиль ГАИ, в котором несли службу Андрей Уличев и Юрий Черевань, был задержан 28 сентября — на следующие сутки после трагедии. Пока об этом человеке известно только то, что он гражданин России. Мог ли быть наезд неумышленным? Тормозного пути на дороге не обнаружено. Переднеприводной КамАЗ, бывший армейский вездеход, имеет очень высокую посадку. Возможно, водитель не собирался таранить милицейскую машину, а хотел просто столкнуть ее с дороги, но она попала в яму, и грузовик подмял ее под себя. Однако начальник Управления внутренней безопасности УМВД в Луганской области Михаил Притула утверждает: однозначно произошел целенаправленный наезд!

Первая кровь в здешнем приграничье пролилась два года назад, в сентябре 2003-го: при задержании машины с контрабандой погиб сотрудник отдела таможенной стражи Сергей Белоглазенко. На эту смерть прежние руководители облгосадминистрации и силовых структур почти никак не прореагировали в смысле мер. Зато гибель сотрудников "Кобры" Андрея Уличева и Юрия Череваня вызвала огромный резонанс. Ведь произошло это на шестом месяце выполнения правительственной программы "Контрабанда-стоп". Председатель Луганской облгосадминистрации Алексей Данилов тут же заявил, что случившееся — подтверждение того, что не все подразделения должным образом выполняют свои задания. И пригрозил возможной кадровой "чисткой". Начальник Луганского пограничного отряда Олег Медведчук назвал случившееся вызовом всем правоохранителям.

УХОЖЕННЫЕ ТРОПЫ

Непосредственно за борьбу с контрабандой отвечают пограничники — они и только они охраняют кордон. Программа "Контрабанда-стоп" предусматривает взаимодействие всех правоохранительных органов, однако каждый из них действует в пределах своих полномочий.

— Если мы откроем Уголовно-процессуальный кодекс, то увидим, что контрабанда не входит в подследственность милиции, — говорит Михаил Притула. — С ней должны бороться таможенники, пограничники, Служба безопасности Украины, налоговая милиция в том числе. Нам приходится заниматься этим, если обнаружились сопутствующие преступления, такие как легализация контрабандного товара.

По словам Михаила Притулы, когда сотрудники милиции работают в приграничном районе, провоз контрабанды там прекращается.

— Нам, чтобы выехать к государственной границе, нужно получить согласование у пограничников. А контрабандисты, как вы думаете, у кого получают согласование? Там грунтовые дороги настолько накатанные, что видно: по ним караваны идут.

Авария, которая привела к гибели сотрудников автоинспекции, произошла на дороге, соединяющей Краснодон и шахтерский поселок Урало-Кавказ. От места ДТП до госграницы по прямой около шести километров. В этом районе пролегают одни из самых оживленных в Краснодонском районе контрабандных трасс. Проселочные колеи настолько плотно укатаны большегрузной техникой, что похожи на заасфальтированные. Кто пользуется — вопрос риторический. Ведь у жителей близлежащих населенных пунктов грузовиков-громадин во дворах нет. Одна из таких дорог проходит по тоннелю под железнодорожной насыпью. По всему видно, что за ее состоянием следят очень заботливые "хозяева": ухабы и выбоины аккуратно засыпаны породой, взятой с ближайшего террикона, в низинах, где собирается дождевая вода, прорыты дренажные канавы, а кое-где даже проложены сливные трубы.

— Раньше машины тут ездили круглые сутки, — говорит местный пастух Андрей. — Сейчас — только ночью. А что еще людям делать, когда работы нет? Только на шахту идти, и то если возьмут. А в контрабандисты устроиться просто. Я лично знаю человека, который может к делу приставить.

КАК ЭТО ДЕЛАЕТСЯ

Протяженность государственной границы на территории Луганщины около 750 километров. Проселков, соединяющих Россию с Украиной, несколько сотен. Пограничники перерывают траншеи, а контрабандисты их засыпают. Некоторые занимаются этим промыслом много лет и откровенно говорят, что не хотят его бросать, даже если найдется легальная работа. Хотя заработки рядовых контрабандистов, если верить их словам, сравнительно невелики. Например, водитель грузовика получает за поездку 30—50 гривен. Чтобы набежала нормальная сумма, за сутки приходится делать несколько "ходок".

Вечером в приграничных поселках резко увеличивается количество такси. Но к клиентам таксисты интереса не проявляют. Сотрудники милиции говорят, что это наблюдатели, на жаргоне — "фишкари", которые следят за передвижениями правоохранителей. Стационарные наблюдательные посты выставляют на доминирующих высотах вдоль контрабандных проселков. "Фишкуют" там зачастую подростки. Наблюдатели оснащены мобильными телефонами и портативными радиостанциями.

Грузовики с контрабандой, пересекая границу, разгружаются на перевалочных базах. Как правило, это бывшие АТП, мастерские сельхозтехники или частные усадьбы. Иногда товар прямо "с колес" перегружается в большегрузные фуры. С этого момента наступает этап его легализации: контрабанду снабжают накладными, сертификатами и отправляют на реализацию. По сведениям СБУ, около 75% всей контрабанды идет из России в Украину, а в обратном направлении — лишь 25%.

Об объемах продаж можно судить по преступной группе, деятельность которой пресекла Служба безопасности. Как рассказали в пресс-службе областного управления СБУ, на легализации незаконно ввезенных нефтепродуктов, муки и сахара удавалось получать ежедневно около 1 миллиона гривен. Деньги обналичивались и, за вычетом прибыли, снова направлялись на закупку контрабанды. Результатом операции "Контрабанда-стоп" стало снижение оборотов "легализаторов" до нескольких десятков тысяч гривен в день, однако они продолжали работать, пока их не задержали.

НАКАЗАНИЕ НЕ ПУГАЕТ

Много нареканий у правоохранителей вызывает работа судов, которые, по их мнению, слишком мягко относятся к контрабандистам: не лишают свободы, возвращают машины, а иногда и товар. Однако, считают аналитики, ужесточение мер не принесет значительных результатов, разве что вызовет повышение "зарплаты" контрабандистов-исполнителей. Как известно, украинско-российская граница обозначена лишь на карте. По утверждению пограничников, по-настоящему бороться с контрабандой можно будет лишь после ее демаркации. До этих пор нарушители могут легко уходить от ответственности, ссылаясь на отсутствие информации, дескать, с дороги сбился, а указателей нет! Если контрабанда некрупная, то есть ее стоимость не превышает в тысячу раз необлагаемый налогом минимум, уголовную ответственность перевозчик не несет, только административную. Сейчас крупной считается контрабанда на сумму в 166 тысяч гривен и больше. Зная это, контрабандисты возят мелкие партии. В случае задержания конфискуют товар, и все. Что касается организаторов бизнеса, то их и задерживать не за что — не они же через границу пробираются.

Председатель облгосадминистрации Алексей Данилов заявлял, что на Луганщине действуют 28 организованных преступных группировок, специализирующихся на контрабанде. По оперативным данным, только в легализации контрабандных товаров на Луганщине задействовано около 100 официальных субъектов хозяйствования, причем 70% из них платят налоги по упрощенной системе, которая не требует строгого товарного учета. Как и у нас, на российской территории существуют перевалочные базы и собственные нелегальные автопарки.

Жители приграничных районов утверждают, что раньше контрабанду "крышевали" и силовики, и госчиновники, и депутаты — от районных до народных. Как сейчас— не беремся говорить...

ИДЕТ ВОЙНА...

Близ села Ильенко Станично-Луганского района через реку Деркул, вдоль которой идет государственная граница, контрабандисты соорудили брод. Нашли неглубокое место и засыпали туда несколько самосвалов щебня. Местные дачники рассказывают, что здесь каждый день ездит бензовоз в сопровождении легковушки. Машины имеют госномера, которые люди уже выучили на память. Недавно пограничники устроили засаду у брода, но именно в тот день бензовоз не приехал. А потом рейсы возобновились.

В настоящее время, утверждают представители СБУ, контрабандная деятельность в области приостановлена. Через границу если и перемещаются, то небольшие партии товаров. Но пограничники уверены, что затишье продлится недолго. Они устанавливают вдоль линии границы информзнаки, роют траншеи, готовятся установить на контрабандных путях колючую проволоку и противотанковые ежи. Председатель луганской ОГА Алексей Данилов призвал тех, кто охраняет границу, применять оружие в отношении нарушителей-контрабандистов: правда, стрелять не в людей, а по автомашинам. В нынешнем году оружие на границе несколько раз уже применялось — стреляли пограничники, останавливая транспорт. Но никто не исключает возможности того, что однажды нарушители границы сами ответят огнем, защищая особо ценный груз. Они тоже не собираются уступать свои позиции...

КОГДА ВЕРСТАЛСЯ НОМЕР

Стало известно, что в той же Луганской области пограничники и таможенники задержали двоих мужчин, пытавшихся незаконно вывезти в машине в Россию... почти 3 миллиона долларов! Подробности читайте на стр. 3.


СПРАВКА
С начала года в Луганской области по статье о контрабанде возбуждено 12 уголовных дел, общая стоимость товаров по ним составляет более 78,1 млн гривен. Конфисковано 186 автомобилей, прекращена деятельность 35 баз ГСМ и 11 складов, которые использовались под контрабанду.