1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №240 (2182) за 22.10.2005

КОГДА В МОДЕ МИНИ — В ЭКОНОМИКЕ ВСЕ ХОРОШО

Знаменитый во всем мире французский кутюрье Пако Рабанн, прилетевший в Киев для участия в фестивале "Киевский подиум", презентовал свою персональную выставку, в которую вошли 35 графических работ, созданных за последних 40 лет. На фестивале Рабанн удостоил вниманием только показы украинского дизайнера Виктора Анисимова и россиянина Валентина Юдашкина, а также возглавил жюри конкурса дизайнерских работ "10на10". Екатерина Рождествеская запланировала фотосессию с кутюрье для одного из своих проектов, но Рабанн позволил себе покапризничать. Поговаривают, что категорически отказался преображаться, сказал: "Я — Рабанн. И этого достаточно". С ним не поспоришь. "Добрий день!" — с улыбкой приветствует меня на украинском великий Пако. В Киеве он окружил себя черным — был одет в черное, ездил на черных машинах. Психологи утверждают, что подобному цвету отдают предпочтение люди с внутренним запретом, черный цвет для них своеобразная защита.

— Черный цвет для меня означает — забыть себя, а значит — поставить приоритетными другие цели. С другой стороны — черный цвет позволяет всегда быть хорошо одетым в течение дня. Человек, который создает моду, рисует эту моду не для себя, а для других. Если кутюрье одновременно не является философом, человеком, который ищет, он не может создавать одежду для своей эпохи. Надо быть любопытным человеком, чтобы интересоваться всеми феноменами. Ведь в нашей сфере есть просто чудовища! Например, Гальяно. Это монстр, это животное! Он не создает для женщин, он стоит перед зеркалом и любуется собой. Полуголый и раскрашенный он предстает перед журналистами. Верх в его творчестве берет его огромное эго, хотя, несомненно, у него есть талант.

То, что я делал в 60-х годах, я не могу делать в 2005-м. Это другая эпоха. Мы теперь живем в другой исторический момент, слушаем другую музыку, у нас другое искусство — другие картины, скульптуры. Поэтому нужно творить для того конкретного отрезка времени, который мы сейчас переживаем. Очень важно иметь открытый взгляд на свое дело, нужно, как губка, впитывать все, что происходит вокруг — современные выставки картин, скульптур, подмечать черты современной архитектуры. А потом своими усилиями попытаться сделать коллекцию.

— Где вы успели побывать в Киеве и успели ли попробовать национальную кухню?.

— Как ни странно, в Киеве я ел интернациональную кухню, в то время как в Париже ел капустняк. Мне его приготовил один мой украинский друг. Это было очень вкусно!

— А какова история создания вашей коллекции рисунков?

— Как вы, наверное, знаете, я — архитектор по образованию, рисую с 7 лет. Когда я стал кутюрье, я сам рисовал все эскизы платьев. Но помимо этого, для того чтобы расслабиться, я рисовал эти рисунки. Я не художник. Это не картины. Это намного более интимные рисунки. Вот уже 40 лет я рисую одно и то же лицо. Я никому не показывал свои работы, кроме моего хорошего друга Сальвадора Дали, который сказал мне: "Пако, продолжай!". Я продолжил. Сегодня мне 72 года, я уже приблизился к тому возрасту, когда наступает срок покинуть эту планету. Я на нее больше не вернусь. Я здесь уже 78 тысяч лет и это мое последнее посещение.

— Почему именно сейчас вы решили открыть людям свои рисунки?

— На них нужен особый взгляд — на абсолютно белом листе вырисовывается лицо с открытым ртом, который вопрошает: "Почему мы — люди? Почему мы на Земле? Что мы здесь делаем?". Вот смысл этих рисунков. Так как я не смог ответить на вопрос "Почему?", я продолжил рисовать. Вот почему я решил представить впервые здесь, в Украине и вы имеете право реагировать по-своему. Либо смеяться, либо удивляться. Все философы говорят, что 21-й век будет либо духовным, либо его не будет. Поэтому я пользуюсь этим фестивалем моды не для того, чтобы представить свою последнюю коллекцию, которую Париж видел всего неделю назад. Одежда из коллекции сейчас в Париже (она была раздана в разные модные журналы и не может со мной путешествовать), поэтому я привез с собой DVD и вы можете наблюдать ее только на экране. Я привез с собой 15 моделей зимней коллекции этого года. Но осторожно, это не от кутюр, а прет-а-порте. А одежда прет-а-порте создается для массового потребителя. Поэтому на эту коллекцию нужно смотреть другими глазами.

— В основе рождения вашего стиля была предыстория, была муза, или это просто работа вашего ума?

— Очень просто: моя мама работала в Испании и много рассказывала мне про марксизм (она была коммунисткой, и меня вырастила комсомольцем. Да-да, я был комсомольцем!). Изучая 10 лет архитектуру, я ее забросил — захотел создать коллекцию современной одежды. В 60-х годах все великие архитекторы, скульпторы, художники отказались от традиционных материалов. Музыка не была такой гармоничной, она была на грани электронной какофонии. Художники рисовали кусками железа. Скульпторы делали произведения из пластика. Архитектор Жан Куре делал дома и мебель из алюминия. И я себе сказал: " Я сделаю коллекцию из новых материалов", и в 1965 году представил коллекцию "12 неносибельных платьев из современных материалов". Я заранее предвидел, что журналисты, когда увидят платья из алюминия, поднимут шумиху! Это был первый в Париже показ моды под музыку! Журналисты тогда сказали: "Это не мода — это цирк!". Я собрал девочек-моделей со всей планеты, всех расовых типов. Американские журналистки практически плюнули мне в лицо: "Мода для нас, для белых, а не для негров!". А я им ответил: "Париж — это всемирная столица моды!". Я сказал тогда журналистам, которые в своем развитии отставали от моды на лет 50, что буду продолжать в том же духе! И продолжил. Я 40 лет в моде. И вот в 72 я в Киеве.

— Как часто сегодня вы рисуете?

— Я все время рисую. Но ритм отличается. Есть разные эпохи. Но вы увидите, что, по сути своей, это все время один и тот же рисунок. У мен, наверное, какая-то проблема. У меня нет воображения!… (Смеется).

— Для 78 тысяч лет, которые вы прожили на Земле, вы очень хорошо выглядите? В чем секрет?

— (Смеется) О, главное не стареть интеллектуально! Потому что, к сожалению, физически мы все неизбежно стареем. Чтобы не стареть, нужно быть любопытным человеком. И наш взгляд на окружающий мир должен быть влюбленным и сочувствующим. Никогда не судите людей, не сравнивайте их. Иисус говорил: "Не суди, и не судим будешь". Поэтому я никогда никого не судил, на все смотрел с любопытством. И я проживаю каждый миг своей жизни так, как будто он последний. Я не понимаю человека, который говорит: "Я скучаю!". Как можно скучать?!

— Что вы обычно привозите домой из путешествий?

— Из каждого путешествия мы привозим с собой воспоминания об увиденном. В Париже я очень много смотрю телевизор. У меня четыре спутниковые антенны, 1600 каналов. Я смотрю и украинские, и русские, и болгарские — мне очень нравится болгарская музыка. Меня интересуют даже жесты на экране, в моде все время какая-то новая жестикуляция. Мода существует только для того, чтобы позволить человеку сделать жест, который необходим в этот исторический момент. Когда жизнь меняется — меняется и одежда. Стилист — не создатель, а всего лишь — передатчик, который на особом языке указывает на проблемы данного исторического момента. Когда юбки удлиняются — значит все плохо в экономике. Когда в моде мини — в экономическом плане все хорошо, женщина может отдалиться от домашнего очага. Когда в моде нет ремней — есть полная сексуальная свобода. Когда ремни затянутые, мы входим в пуританский период. Когда у женщин прямые волосы — это политическая стабильность. Когда волосы завиваются — политические режимы падают. Посмотрите на волосы женщин на улице и поймете, какой в стране политический режим. Это наблюдения человека, который всю жизнь ищет ответ на вопрос "почему?". Есть исторические факты и есть иконография общества в эпоху. Нужно посмотреть на одежду какого-то исторического момента — и все становится ясно. Когда женщины носят огромные туфли на платформе — они материально заземлены, у них материальные трудности. Когда женщины становятся на шпильку — они хотят стать ангелами, подняться вверх, покинуть землю. Мода — она не без греха. Она указывает на индикаторы определенного исторического момента. Попробуйте посмотреть на моду не только как на эстетическую игру. Настоящие художники, которые рисуют одежду, имеют конкретную идею в голове. Мы существуем только для того, чтобы дать возможность женщинам быть еще более красивыми. У нас нет права делать женщину смешной. Модельер, создающий одежду, которая делает женщину смешной — дурак. Этот человек ничего не понял в моде. Потому что мы владеем всеми свободами и правами, кроме права делать женщину некрасивой.

— В свете сказанного вами выше не могли бы вы как дизайнер оценить имидж нашего бывшего премьер-министра Юлии Тимошенко?

— Я с ней не знаком, видел только по телевизору. Мне очень нравится ее прическа, Я не шучу! Серьезно. Она нашла свой собственный стиль. Она красивая женщина и умеет себя преподнести. Ее выбор сделан очень правильно, и она его придерживается.Если бы она часто меняла стиль, это было бы неправильно. Она очень умна. У нее огромное эго. Ее прическа символизирует нимб. Она себя видит святой в политике. Я думаю, что это женщина, с которой тяжело спорить в политике, потому что она слишком хорошо знает, чего хочет. Она создает такое впечатление. И ее прическа именно на это указывает.

— Вы известны своими пророчествами. Знаете ли вы дату своей смерти? Написали ли уже завещание?

— (Хохочет). Да, я написал завещание еще 30 лет назад! Потому что у меня многие друзья умерли без завещания, и их семьи, их близкие и любимые люди остались ни с чем. Но у меня нет много вещей, которые можно завещать. Я зарабатываю очень много денег, но на моем банковском счете практически нет денег — я все отдаю. Ведь так много всего можно сделать для других! Я настолько верующий человек! Постоянно молюсь. Мне повезло, что 10 лет тому назад я увидел Деву Марию. Если бы я был один, меня можно было бы назвать сумасшедшим. Но я был в комнате со своей подругой и ее двумя дочерьми. Мы говорили о религии, как вдруг в комнате произошла вспышка света, и появился невероятный аромат роз и лилий, от которого закружилась голова, и очень красивая женщина показалась нам в ярком свете. Она плакала кровавыми слезами и сказала нам, что рука ее сына указывает на нас. Она рассказала нам о том, что произойдет с нашей планетой. И это как раз и происходит уже. Могу вас уверить. Она сказала, что единственный путь с этим бороться, стать людьми, которые молятся сердцем. Никогда не нужно молиться головой. Потому что голова врет, а сердце нет. Я человек глубоко верующий. Видите, я даже одет как священник. Я в прошлой жизни был священником, а до этого был проституткой — женщиной, которая зарабатывает деньги телом.

— Но как астролог вы вычислили дату смерти?

— Я умру, когда этого захочет Бог. Для меня это не проблема, потому что для меня смерти не существует. Когда я был юным коммунистическим ребенком, выращенным в марксистской идеологии своей мамой, на меня имела влияние моя бабушка-католичка. Как-то вечером в возрасте 7 лет я отделился от своего тела и видел, как я покидаю его. Я проходил через невероятный серебряный туннель и видел души людей, которые только что умерли, они пролетали мимо меня. И когда я поднимался вверх, там встретил людей, которые сказали мне все обо мне, кто я и что делаю на земле. В 7 лет это очень трудно осознать. И когда я приходил к католическому священнику во Франции и рассказывал про свои реинкарнации, он не верил мне и не понимал этого слова. Моя мать говорила: "О Боже, мой бедный сын сходит с ума!". А бабушка сказала: "Ах вот оно что! Значит, из всей нашей семьи ты получил этот дар!". У нас в семье есть дар лечить людей. Моя бабушка могла стирать следы огня с тела. Человеку, у которого были ожоги третьей степени, в присутствии врачей она проводила рукой по телу и рана моментально заживала. Мы верим или не верим, но есть много правд. Бабушка моя учила меня смотреть на это (показывает стакан с водой) и видеть то, что стоит за этим. Она мне говорила: "Смотри, если захочешь, ты даже стаканом воды сможешь убить человека". Не нужен револьвер…Очень много секретов прячет природа, но человеку их трудно разгадать. Потому что нужно этим уметь пользоваться так, чтобы не творить зло. Но вы славяне, вы должны быть еще более верующими, чем я. Я вижу вашу ауру. Вокруг ваших голов замечательная белая аура. И если вы скажете, что вы мне не верите, это будет неправда. Вера у вас в сердце и генах. Не забывайте, что вы — центр Вселенной.

— Вы сделали прогноз о том, что на Париж упадет российская станция "Мир". Он не сбылся. Вы не разочаровались после этого в астрологии, которой увлекаетесь?

— Нет. Станция должна была действительно упасть. Но скажите: "Для чего человечеству даны пророчества?". Наверняка для того, чтобы он к ним прислушался. И я думаю, что благодаря моему прогнозу смогли избежать катастрофы. Да, безусловно, я выгляжу человеком, который ошибся. Но те русские ученые, с которыми я общался в аэрокосмическом салоне, мне сказали, что они поначалу планировали, что станция "Мир" упадет сама по себе. А то, что я сказал, настолько напугало россиян, что они потратили много денег для того, чтобы пополнить резервуар с горючим, в результате — станция упала в океан. Таким образом, один район Парижа был спасен.

— Вы собираетесь каждый год приезжать в Украину?

—Если буду здоров и жив — почему бы и нет? Говорят, сейчас уже изобрели очень хорошие электрические кресла на колесах (хохочет).