Выпуск газеты Сегодня №243 (2185) за 26.10.2005
БУЛЬБУ ТЕРЗАЮТ
— Пан Ежи, может все-таки скажете несколько слов о вашем новом проекте?
— Ну, могу сказать только два слова. Ровно два, хорошо? Это — "Тарас Бульба".
На самой встрече в киевском Доме кино Гоффман, попыхивая тонкой дамской сигареткой, рассказывал о дальнейшей судьбе документальной "Украины".
— Фильм рассчитан на телевизионных зрителей, на людей, которые интересуются историей своей страны, а также на школьную и университетскую аудиторию. Первую часть можно назвать первым томом краткого курса истории Украины. Думаю, фильм вызовет интерес у научно-популярных каналов в мире. Я хотел передать процесс становления нации, потому что слишком долго и поляки, и русские отрицали существование отдельной украинской нации. Поляки считали, что это просто холопы-русины, россияне называли украинцев малороссами, то есть частью той же российской нации. Мне бы очень хотелось, чтобы люди, у которых есть украинские корни, посмотрев эту картину, поняли, откуда они взялись.
Отвечая на вопрос о том, какие украинские каналы будут показывать его версию истории нашей страны, Гоффман немного замялся и с явным облегчением сообщил, что занимается только творческой стороной, а все остальное сваливает на продюсеров.
— Переговоры с каналами ведутся. Но этим занимаются продюсеры. Я не думаю, что у этого фильма должна быть премьера, — может быть, просто показ в кинозале, это ведь телевизионный фильм. Несомненно, сначала он будет показан в Украине — раньше, чем в Польше. Разных вариантов фильма для разных стран не будет, но фильм озвучат на украинском, русском, польском, английском, немецком и испанском языках.
В прошлом году режиссер приезжал в Украину, чтобы снять для фильма батальные сцены продолжительностью в несколько секунд экранного времени. Как оказалось, снятых "для оживления полотна" сцен оказалось недостаточно — как и, собственно, материалов для фильма.
— Чего я не ожидал, так это того, какой огромный объем материала мне придется перекопать, поэтому монтаж этого фильма, трех- пятидесятиминутных частей, продлится ровно год. Все время идут дальнейшие поиски материала — картины, фотографии, архивный киноматериал. Конечно, мы не ожидали также того, что некоторые материалы будут стоить такие огромные деньги — например, за каждую секунду фильма "Чингисхан" (фильм Генри Левина 1965 года с Омаром Шарифом в главной роли — авт.) нужно платить 500 евро. Конечно, можно обойтись и без кадров из этого фильма, но я хотел создать эмоциональный образ, поэтому мне понадобилось 10 секунд картины. Уезжая отсюда, я забираю целый чемодан фильмов, книг и иллюстраций.
На вопрос-предложение из зала, не мог бы Гоффман снять кино о голодоморе 30-х, режиссер ответил, что вряд ли считает такую идею осуществимой.
— Скажу вам честно, во время геноцида я потерял 27 человек своей семьи, но я до сих пор не был и не буду в "Освенциме". Я не представляю себе сейчас, каким образом такие страшные явления можно показать в кино — ни в одном художественном фильме я пока не видел актера, который смог бы сыграть по-настоящему голодного человека. Представьте себе, что я посажу актерскую группу и статистов на шестимесячную голодовку — это невозможно. Но тема голодомора, естественно, будет присутствовать в третьей части "Украины".