1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №246 (2188) за 29.10.2005

"ТЫСЯЧНАЯ МАССА ЛЮДЕЙ ПАДАЛА ОДИН НА ДРУГОГО"

"Сегодня" разыскала севастопольца Леонида Бакши, который служил на "Новороссийске" в звании старшины II-ой статьи, в группе управления 3-м артиллерийским дивизионом и едва не погиб.

Мощнейший взрыв раздался под водой, как раз под носовой частью линкора. Леонид Бакши находился в трех метрах от вертикальной пробоины: "Меня шарахнуло об переборку так, что я потерял сознание. Когда очнулся, в кубрике было темно, света нет. Никто не может сказать, сколько моряков погибло сразу. Мы позже пробовали подсчитать по списку — получалось от 130 до 175. У нас в кубрике погибло 16 человек. Лично я тогда наяву увидел только двух погибших. Одного взрывной волной влепило в ???подволок. Его я не опознал. А когда я вылез наверх, то на фонарной стойке увидел нашего товарища — Блинова".

Вся команда пыталась удержать линкор на плаву. На корабль прибыл командующий флотом Пархоменко, адмиралы и старшие офицеры. Экипаж ждал распоряжений, но никто из адмиралов так и не распорядился эвакуировать экипаж, пока линкор не перевернулся. Это случилось в 4 часа 15 минут. К тому моменту на юте собралось уже до тысячи человек. Леонид Бакши вспоминает, что моряки услышали приказ, когда корабль стал переворачиваться: "Практически он уже никакого смысла не имел. Если бы раньше, а так эта тысячная масса людей падала один на другого. Я сам оказался под кораблем, и только чудом мне удалось нырнуть поперек корабля, и я успел вынырнуть из-под него. Потом разделся в воде и вплавь добирался до берега, по пути меня подобрал баркас".

Как рассказывает Леонид Бакши, утром, часов уже в 9, наверху услышали, как в днище кто-то стучит. Это был звук, по которому поняли, что били чем-то металлическим: "Оказалось, в помещении 4-й электростанции остались в живых 7 человек. Они в перевернутом корабле смогли найти гаечные ключи и кувалду и в кромешной тьме пробрались к помещению, где был кингстон (клапан на подводной части наружной обшивки судна). Моряки стали отворачивать кингстон, который с момента постройки корабля никогда не снимался. По звуку специалисты определили, что в месте, откуда раздавался звук, нет ни мазутных ям, ни масляных цистерн — и поэтому можно резать. Стали вырезать дно и вытащили этих семерых живых людей. На третьи сутки поисков на поверхность буквально выскочил водолаз и сообщил, что он нашел двух живых. Ему не поверили. Оказалось — да! Это были матрос Семиошко и старший матрос Хабибуллин. Их спасла воздушная подушка. Когда-то там, где они сидели, была кладовка, потом из нее сделали кубрик, но в кладовке оставался еще люк, где-то метр на два. Их с дыхательными аппаратами водолазы провели наверх. А там уже ждали медики и готовили барокамеру. Их потом отправили на месяц в санаторий, в Подмосковье".