1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №247 (2189) за 31.10.2005

"ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ НАТУРА НЕ МЕНЯЕТСЯ С ВЕКАМИ: ПРОСТО ТЕПЕРЬ МЫ РЕЖЕ ПОДСЫПАЕМ ДРУГ ДРУГУ ЯД В БОКАЛ ВИНА!"

Живая легенда, 87-летний автор изысканных исторических романов и член Французской академии Морис Дрюон — в Киеве. Писатель приехал на фестиваль "Молодость" поддержать украинского режиссера Елену Фетисову, показавшую в Доме кино документальный фильм "Русские корни или однажды в Оренбурге". Сам Дрюон, предки которого по линии отца в конце XIX века жили в Оренбурге, снимался в фильме вместе со знаменитым музыкантом Мстиславом Ростроповичем, послом России в Украине Виктором Черномырдиным и мексиканским художником русского происхождения Владимиром Кибальчичем.

Сопровождаемый Черномырдиным, Дрюон появился на встречу с журналистами в Доме кино, передвигаясь с помощью элегантной трости, но отнюдь не производил впечатление дряхлого старца — повесив на руку плащ, громко и четко поприветствовал собравшуюся публику на французском и медленно, но без посторонней помощи опустился на стул. Закинув ногу на ногу, и, выжидательно выставив мизинец с массивным золотым перстнем, Дрюон дал понять, что готов к вопросам. Естественно, речь зашла об истории.

— Зачем вообще история? Чему она служит? Конечно, именно благодаря ей мы узнаем, откуда мы, и лучше понимаем, где же мы, собственно, находимся сейчас и где окажемся в будущем. Мне было бы затруднительно вникнуть в украинскую или российскую жизнь, если бы я не разбирался в истории этих народов. На что я хотел обратить внимание в своих исторических романах? Несмотря на совершенно разные условия жизни, человеческая натура остается прежней. Сегодня мы все еще видим и борьбу за власть, и взаимную ненависть... Единственная разница в том, что мы теперь реже подсыпаем друг другу яд в бокал вина! Терроризм — явление, которое характерно именно для XXI века. Одна культура на всех в какой-то степени и провоцирует такое явление, как терроризм, другой стороной медали является униформизм культуры, который нам насаждают Соединенные Штаты. Но все мы знаем, что культурная жизнь основывается на объединении разных идей, на их взаимодействии — только множественность культур и разница между нами помогает нам создавать и творить.

Отвечая на вопрос, чем интересна для него Украина, Дрюон задумался и закурил легкие "Мальборо", предварительно заверив журналистов, что он "исключительно против табака".

— Украина меня интересует с нескольких позиций: прежде всего, здесь истоки всей славянской культуры, всей славянской цивилизации. Именно здесь произошло перерождение византийской культуры в славянскую. Второе: когда речь идет о Европейском Союзе, существует несколько концепций. Во-первых, свободный рынок, экономическое сотрудничество — в этом смысле объединенная Европа может быть не ограничена географически. Во вторых, Европа — мощный игрок в наше время глобализации и единственная возможность сбалансировать обстановку в мире, учитывая существование США, Китая, стран Латинской Америки. Вторая концепция мне ближе — еще Бисмарк говорил, что именно география является основополагающей политики, генерал де Голль тоже был уверен в этом. Я считаю, что Европа должна быть не столько административным объединением, сколько основываться на сотрудничестве исходя из культурных и духовных составляющих. Это действительно Европа от Атлантики до Урала, что предполагает участие не только западноевропейских стран и Центральной Европы, но и Украины и России. Ведь вы знаете сами, что когда Франция и Россия могут договориться — в Европе царит мир. И не включение Турции в ЕС обеспечит нам мир, стабильность и взаимопонимание, а сотрудничество таких стран, как Франция, Украина и Россия. Это мое мнение.

Некоторые вопросы слегка раздражали мастера, например, о том, в какую эпоху ему хотелось бы жить — в таких случаях француз был немногословен:

— Осмелюсь сказать, что я бы выбрал свою эпоху — я предпочитаю именно ее. Но если бы время можно было повернуть вспять, я с удовольствием стал бы визирем в Древнем Египте — это особенный век.

"Сегодня" поинтересовалась у писателя, считает ли он возобновление монархии в России такой уж утопической идеей.

— Если бы вы задали этот вопрос относительно Франции, я бы сказал, что восстановление монархии у нас маловероятно. Хотя следует отметить, что когда речь идет об истории — нет ничего абсолютно невозможного. Но вот на что хочу обратить ваше внимание: историю нужно рассматривать в трех ракурсах, разрезах. Во-первых, ее развитие, связанное с большой миграцией народов, во-вторых, процесс рождения, существования и упадка целых наций, и, наконец, то, что соответствует сроку жизни одного человека. Так вот, когда в твоих руках власть, не стоит ограничиваться, так сказать, анализом периода только твоей жизни. Следует ориентироваться на будущее, но здесь надо быть осторожным. К сожалению, несмотря на мои частые визиты в Россию, я недостаточно хорошо ориентируюсь в том, что там происходит.

Тем не менее, после завершения конференции Дрюон пожелал продолжить наш разговор тет-а-тет.

— География и история России приводят к необходимости сильной исполнительной власти — именно она может гарантировать благосостояние и мир в России. Соответственно, человек, пребывающий сейчас у власти, господин Путин, которого я очень уважаю, действительно может обеспечить это.

Подписав книги всем желающим вытащенной из кармана пиджака ручкой, француз взмахнул тростью и не спеша направился к выходу — прогуляться в свое удовольствие по осеннему Киеву.


КТО ОН
Морис Дрюон родился в Париже 23 апреля 1918 года. Фамилию "Дрюон" взял у своего отчима — настоящим его отцом был актер Лазарь Кессель, родившийся в Оренбурге. Отец умер, когда Дрюону было 20 лет. Как однажды заметил романист, "если хорошенько поискать, то в родословной каждого француза можно найти русские корни". Самые известные произведения Дрюона — трилогия "Сильные мира сего" и цикл романов "Проклятые короли".