1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №248 (2190) за 01.11.2005

ДРАКА ЗА БЮДЖЕТ: ПЕНСИОНЕРЫ БУДУТ БИТЫ!

Сегодня Верховная Рада планирует рассмотреть в первом чтении бюджет-2006, который 20 октября "отфутболила" правительству на доработку. Драка обещает быть жаркой: у Кабмина и ВР накопилась масса взаимных претензий. Первый утверждает, что нардепы необоснованно предлагают раздуть расходную часть, вторые — что это бюджет проедания, а не развития. Самое интересное, насколько вырастут доходы граждан, особенно — социально незащищенных, и при этом увеличатся цены на товары и услуги. "Сегодня" посчитала и оказалось, что с учетом инфляции этого и будущего года запланированное повышение пенсий обернется... снижением реальных доходов стариков! То же самое — с выплатами госпособий инвалидам, сиротам, одиноким матерям.

В варианте Кабмина запланированы доходы в объеме 118,7 млрд грн., расходы — 127,4 млрд грн., предельный дефицит — 9,9 млрд грн. — 1,9% от валового внутреннего продукта (ВВП). В сравнении с 2005-м доходы и расходы планируется увеличить на 11,2%. Показатели рассчитаны на основе прогноза роста ВВП на 7%, промпроизводства — на 9,5%, сельского хозяйства — на 3,3%, инфляции 8,7%. Средний курс гривни заложен тот же, что и в этом году — 5,05 грн./$1.

В свою очередь бюджетный комитет ВР предложил увеличить расходную часть на 10 млрд грн. и довести дефицит до 3%, мол, это — "европейский стандарт", который может потянуть и Украина; по мнению же правительства — не потянет. А всего от парламентариев поступило около 2 тыс. предложений, подразумевающих дополнительные расходы казны. Например, депутаты-аграрии предложили увеличить ассигнования на сельское хозяйство до 12,7 млрд грн. против предложенных Кабмином 10 млрд. "Если удовлетворять все запросы депутатов, то расходы надо увеличить на 100 млрд грн. Для этого надо иметь еще один бюджет", — сказал министр финансов Виктор Пинзеник. Уже "нарисованную" бюджетную дыру планируется латать за счет поступлений от приватизации, которые прогнозируются на уровне 8,1 млрд грн., но их ведь может и не быть...

Итак, правительство строило расчеты, основываясь на оптимистическом сценарии развития экономики. Но не факт, что производство повысится в 2006-м на 7%: в этом году планировали 9,5% роста, а пока со скрипом набирается 3%. Удастся ли удержать рост дороговизны в 8,7% — тоже вопрос: в 2005-м инфляция, по мнению независимых экспертов, достигнет 12—14%, вместо прогнозируемых Кабмином 9,8%.

Давайте посмотрим, какой же предлагается рост социальных гарантий. Важнейший показатель — прожиточный минимум (ПМ), от него рассчитываются размеры пенсий, пособий социально незащищенным категориям граждан, стипендий студентам. Так вот, с 1 января 2005-го средний ПМ составляет 423 грн., а к концу 2006-го, согласно проекту бюджета, вырастет до 472 грн. Налицо увеличение за два года на 49 грн., или 11,5%. А теперь соотнесем этот показатель с двухлетним же ростом дороговизны. Предположим, что и в этом, и в будущем году удастся "вписаться" в прогнозируемую инфляцию, и тогда она составит в сумме 18,5%. Выходит, реальный, "покупательный" размер госпособий инвалидам, сиротам, одиноким матерям уменьшится на 7%! С пенсиями — и того печальнее. С 1 января 2005-го минимальная пенсия составляет 332 грн., до конца 2006-го вырастет до 366 грн. Считаем: дополнительные 34 грн. — это 10,2% роста, но инфляция превращает их в "минус 8,3%". Учитывая, что около 80% стариков получают именно "по минимуму", их реальное благосостояние ухудшится. И только запланированное увеличение минимальной зарплаты с нынешних 332 до 400 грн. к декабрю 2006-го (на 20,5%) дает в будущем году 11,8% "приварка". А широко разрекламированное повышение стипендий студентам, которое за два года составит 23%, с учетом роста дороговизны "усыхает" до 4,5%. Подсчитанный аналогичным способом рост благосостояния семей с детьми, получающих госпособия, показывает, что их выигрыш составит "аж" 2,3%. Спасибо хоть, что держава не отказывается и в будущем году платить 8,5 тыс. грн. помощи при рождении ребенка. Итак, абсолютный рост соцвыплат вовсе не означает, что самым социально незащищенным жить станет легче и веселее.

Из позитива отметим, что сохранены в том же объеме льготы для ветеранов на жилкомуслуги: участники ВОВ будут платить 50% от тарифов на квартплату, "воду, газ, свет и телефон", участники боевых действий — 25%, а инвалиды войны, как и прежде, получат "блага цивилизации" бесплатно.

В то же время и.о. председателя бюджетного комитета ВР Людмила Супрун обращает внимание на гипертрофированное повышение доходов отдельных категорий: зарплаты в судебной системе могут доходить до 12—15 тыс. грн., у высших чиновников и народных депутатов — до 12—24. По словам зампредседателя бюджетного комитета Валерия Асадчева, чтобы поднять оклады всем госслужащим согласно единой тарифной сетке, нужно дополнительно изыскать... 40 млрд грн.! Правительство ожидает увеличение средней зарплаты на 11,9%, до 995 грн. Но это же — "средняя температура по больнице": сейчас зарплаты в промышленности составляют 1200—1400 грн., а в здравоохранении и образовании — 510—620 грн., и эта диспропорция сохранится.

Словом, в "социально-ориентированном" бюджете-2006 не так уж много социальных благ заложено и удастся ли их реализовать — вопрос.