1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №248 (2190) за 01.11.2005

УЧИТЕЛЯ ОТКАЗЫВАЮТСЯ ОТ "ПОМАРАНЧЕВОЙ" ИСТОРИИ

Новые учебники для 5 класса в школах ждали как минимум 14 лет. Особенно по истории Украины. Помню, я с бабушкой-историком конспектировала "Историю государства российского" и, измучившись от сложного языка, засыпала у нее под бочком, а она, сжалившись, дописывала в мою тетрадку кто такие Кий, Щек и Хорив. Или как мы с одноклассниками дружно искали ксерокс (10 лет назад их было немного), чтобы скопировать методички, написанные нашим учителем истории.

Увы, с появлением долгожданных учебников "Введение в историю Украины" ситуация мало изменилась. Утвержденные министерством учебники больше походят на "пробные", которые вот-вот должны заменить. Преподавать по ним историю и тем более оставлять на самостоятельное прочтение ни один уважающий себя историк сегодня не станет.

— Новые учебники состоят из цепочки мало связанных друг с другом рассказов, — объясняет "Сегодня" учитель по истории и праву финансового лицея Киева Александр Грабан. — То, что в нем не фигурируют имена первых президентов Кравчука и Кучмы, — это вообще глупость (в раздел новейшей истории авторы вписали только имена Яны Клочковой, братьев Кличко, Андрея Шевченко, Руслану Лыжичко и Виктора Ющенко. — Авт.). Хотя у нас традиция — все разрушить, всех забыть, а потом только что-то новое построить. Так и с учебниками по истории: снесли одного идола — советского, поставили другого — украинского.

Кравчук упоминается постольку поскольку, как глава Верховной Рады, который подписывал акт о независимости Украины. Потом целый период президентства Леонида Кучмы проскакивается — там все было очень плохо, плохо. И тут... "помаранчева революция". И все сразу стало хорошо. Это не история. Нужно понимать, что тот же Кравчук сделал очень много для независимости. Да и первое президентство Леонида Кучмы было очень внушительное: и введение гривни, и принятие Конституции, и вступление Украины в парламентскую ассамблею Совета Европы. Это нельзя забывать. Я же, как историк, подаю детям факты, рассказываю, что происходило в этот период вообще, а потом уже перехожу к учебнику — как к частности, нуждающейся в комментариях.

— Конечно, авторы должны учебник доработать, — говорит историк киевской гимназии N283 Алла Усата. — Я бы события "помаранчевой революции" вообще не подавала в форме повествования, чтобы избежать субъективизма. В прошлом учебном году мы сделали урок в игровой форме — имитировали предвыборную борьбу, встречу двух кандидатов-оппонентов. Это дает возможность показать разнообразие взглядов. Учебник вызывает множество вопросов. Да и язык очень сложен для восприятия пятиклассников.

Узнали мы и мнение учителей в других регионах Украины. Оказалось, как в столице, там выполняют рекомендации министерства — честно выдают новый учебник детям. Но... используют его в лучшем случае, как дидактический материал. А то и вовсе не используют.

— Эти учебники написаны людьми, которые не знают психологических особенностей пятиклассников, рассказывают о каких-то сложнейших вещах, как к примеру, причины революции, — ответил "Сегодня" директор Запорожского классического лицея, учитель истории и права Павел Матвиенко. — Это детям понять не под силу. Поэтому мы отказались от нового учебника совсем, хотя это стоило больших усилий. Спасло только то, что мы — экспериментальная школа и давно работаем по своей программе. А "помаранчевая революция" в пятом классе вообще не нужна. Я считаю, что учебники не должны изучать события, которым менее 25 лет. Давать сейчас аналитику того, что произошло вчера — это казуистика.

Может, оно и к лучшему? Тогда учителю не придется рассказывать допытливым ребятишкам, почему на фотографиях в учебнике Виктор Ющенко стоит в окружении жены и детей, а рок-кумир Слава Вакарчук — рядом с какой-то тетей Тимошенко (не успели еще дети 1 сентября получить учебники, как уже 9 сентября правительство Юлии Владимировны в полном составе сложило свои полномочия). Не придется рассказывать и почему "новообраний уряд довіри, спираючись на підтримку мільйонів українців, обов'язково подолає труднощі", если дома они едят мясо только по праздникам, папы поставили свои машины в гараж и ездят на работу на троллейбусах, а вечерами на кухне родители долго обсуждают повышение цен на коммунальные услуги.