1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №248 (2190) за 01.11.2005

УКРАИНСКИЙ КИНЕМАТОГРАФ СПИТ, "МОЛОДОСТЬ" ИДЕТ

Устроение кинофестивалей в последние годы в России довольно модное занятие, а Никита Михалков даже считает, что фестивалей становится чересчур много, хотя россиянам давно есть, чем гордиться — и в количественном, и в качественном отношении. В современном украинском кинематографе ситуация значительно скромнее, по мнению некоторых экспертов, его и вовсе нет. Правда, есть свой международный кинофестиваль "Молодость", который в этом году взял под свой патронат президент Ющенко, а раньше опекал Кучма с целью "содействия развитию национального киноискусства". К сожалению, украинскому кино от этого лучше не стало, а в этом году из украинских работ на фестивале представили только студенческие документальные короткометражки, так и не получившие в итоге какого-либо признания. "Сегодня" решила выяснить мнение экспертов: поможет ли проведение в Украине кинофестиваля со статусом международного высушить подмоченный имидж нашего кино, заставит ли президентский патронат в конце концов самих президентов задуматься о ситуации с кинопроизводством в стране, или происходящая раз в году "кинодвижуха" призвана только потешить тщеславие?

— Конечно, ни один кинофестиваль, пусть даже международного уровня, не в состоянии улучшить ситуацию с кинопроизводством, потому что никак на него не влияет, ни напрямую, ни косвенно, — говорит режиссер Максим Паперник. — С другой стороны, кинофестиваль как зеркало отражает происходящие у нас процессы, и если ни одной картины полнометражной не представили на конкурсе, значит, говорить о кинопроизводстве в Украине сейчас вообще нельзя. А еще такие фестивали, создавая видимость в стране кинопроцесса, усыпляют бдительность чиновников и людей от искусства. Потому что, например, победа Игоря Стрембицкого позволяет говорить, что у нас есть таланты, самородки, кинопроцесс идет, мол, посмотрите, люди побеждают на конкурсах, просто сейчас у нас временные трудности, которые длятся уже лет 15—20. Ни в коем случае не хочу умалять достоинства кинофестиваля "Молодость" и уверен, что его организаторы действуют из лучших побуждений. Сегодня это единственная возможность для кинематографической среды, для студентов, для профессионалов от кино увидеть тенденции, пусть не мирового, но европейского кинематографа. Мастер-классы как киношкола, мне кажется, на самом деле это здорово, потому что возможность ездить и смотреть есть только у немногих. А ведь нельзя отгородиться и ждать, что на пустом месте что-то вырастет. Показательным в этом отношении стал приезд известного французского актера и режиссера Жерара Жуньо — он шепотом на сцене выяснял фамилии украинских режиссеров, потому что не смог вспомнить ни одной, и спрашивал, наш ли Тарковский. Нам больше нельзя себя обманывать. Если говорить о способности этого фестиваля укрепить имидж Украины, как кинематографической страны, думаю, укрепить имидж может разве что победа Игоря Стрембицкого и участие в престижных международных кинофестивалях и конкурсах, а подобный фестиваль — это наша домашняя радость. Чтобы серьезно заявить о себе как о кинематографической стране или хотя бы "околокинематографической", нуж

но показывать продукт. Показывать пока нечего, и мы раздаем призы зарубежным картинам. Ну, а что касается в целом фестивалей, я думаю ни для кого не секрет, что проведение любого фестиваля и учреждение любого культурного фонда и подобных вещей — это неплохая кормушка, возможность безбедно существовать, поскольку фестиваль действует круглогодично — закрывается один и начинается подготовка к проведению следующего. Это трудоустройство из года в год, поэтому стимул непосредственно у людей, проводящих этот фестиваль, есть.

— Почему такое стремление заручиться поддержкой именно президента страны, объявить во всеуслышание, что "Молодость" проводится под патронатом президента Украины, вначале Кучмы, теперь Ющенко? Для Украины, которая не производит своего кино, это, в общем-то, смешно звучит.

— Это один из механизмов добывания средств для проведения фестиваля. Во-первых, имя президента дает сразу статус этому мероприятию, во-вторых, поиск спонсоров, чтобы привезти такое количество иностранцев, раздать призы, изготовить, осветить это в прессе. Поэтому, естественно, этот статус позволяет разговаривать уже на другом уровне. Еще я могу добавить, что некоторые, прочитав мой комментарий, скажут: "Конечно, Паперник не выставлял своих работ на кинофестиваль "Молодость", вот и не хвалит?" На самом деле мне, наверное, было бы что выставить на этом фестивале, но это формат телекино.

Виктор Приходько, экс-руководитель киностудии Довженко: "Любой фестиваль — это всегда средство общения, посмотреть, что и где происходит, и фестиваль, как это ни печально, хорош именно тем, что действительно видна разница между тем, что происходит в Украине и в мире. Мало того, что мало снимается, еще показательно то, что, к сожалению, не европейского это уровня. Зато сюда приезжают, смотрят, если не украинское кино, то хотя бы нашу замечательную столицу. А большого оптимизма по поводу государственного кино у меня нет, потому что это опять-таки все бюрократия, чиновники и так далее. Это кино, которое никуда не попадет и от качества которого ничего не зависит.

Наталья Конончук, сценарист фильма "Попутчики" (лауреат Каннского кинофестиваля): "По мне, "Молодость" представляет ценность в том плане, что дает возможность посмотреть много фильмов на большом экране. Их, конечно, можно найти на видео, DVD, но смотреть кино на большом экране все же лучше, чем дома перед телевизором. К сожалению, у нас нет возможности смотреть все это в течение года, а во время "Молодости" — получается хороший концентрат интересных фильмов".


МНЕНИЕ
Андрей Бенкендорф, режиссер
Чем фестиваль в этом смысле и хорош: появляются какие-то люди, среди которых можно найти какого-то инвестора. Я режиссер, встретил человека, который имеет возможность финансировать фильм, и я показал ему сценарий и уговорил профинансировать. Это уже, понимаете, собирается какая-то определенная группа людей, где можно говорить, проводить деловые встречи. К великому сожалению, нам нельзя сравнивать Россию и Украину в кинопроизводстве, потому что "Мосфильм" — это "линкор", который пашет.


ИТОГИ
Главное жюри "Молодости" присудило гран-при за лучший фильм конкурсной программы (статуэтку "Скифский олень" и $10 тыс.) датской картине "Обвиняемый" режиссера Якоба Тюзена. Приз за лучший полнометражный игровой фильм ($ 2,5 тыс.) получила бельгийская картина "Айсберг" режиссеров Фионы Гордон, Доминика Абеля и Бруно Роми.
Лучшим короткометражным фильмом стал "Молот" (Колумбия, США) режиссера Мигеля Салазара, а лучшими студенческими картинами — "Мелодрама" (Филип Марчевски, Польша) и российско-французский фильм "Вдвоем" режиссера Николая Хомерики.
Приз имени Ива Монтана лучшим молодым актерам получили Фиона Гордон ("Айсберг") и Марсель Наги ("Обездоленный").
Призом зрительских симпатий отмечена картина "Домашняя игра" норвежского режиссера Мартина Лунда.


МАСТЕР-КЛАСС
На "Молодости" прошло14 мастер-классов — французского фотографа Алена Флешера, режиссеров Файта Хелмера (Германия), Алексея Германа-младшего (Россия), Ежи Гоффмана (Польша), Вадима Перельмана (США), Сергея Маслобойщикова (Украина), Кшиштофа Занусси (Польша), Ирвина Кершнера (США), сценариста Геннадия Островского, кинокритика Кирилла Разлогова, тележурналиста Мыколы Вересня, немецкого продюсера Николая Никитина, бельгийского актера Ивана Ле Мойна и шведского кинематографиста Тома Пальмена.