Выпуск газеты Сегодня №250 (2192) за 03.11.2005
МОНУМЕНТ СОБОРНОСТИ СТРАНЕ НЕ НУЖЕН?
Напомним, что в начале февраля этого года среди почти двух десятков конкурсных проектов жюри отдало предпочтение работе скульпторов Юлия и Льва Синькевичей, архитекторов Дмитрия Ежова, Александра Конюшевского и Виктора Базырина. Соборность творческая группа воплотила в монументе, состоящем из колонны с изображениями языческих и христианских образов, на которой в ленте Мебиуса ("бесконечности"), "вывернутой" в виде креста, на коленях молится Оранта с сыном Божьим.
Скульпторов отца и сына Синькевичей мы застали в их мастерской. Место это, надо сказать, особенное... Старинные зеркала, мебель, масса диковинных сувениров, привезенных со всего мира, фотографии, книги, эскизы, картины и, конечно же, десятки (а может, и сотни) творений рук человеческих в глине, камне, бронзе, среди которых — и будущий монумент Соборности Украины на всех этапах создания: каменные части колонны с изображениями, фигура Богоматери — в бронзе, гипсе.
— Эта работа делалась постепенно, в течение 5—6 лет, — рассказал Юлий Синькевич. — На условной каменной капители с помощью изображений переданы этапы развития нашей державы. Здесь есть наше языческое начало — древо жизни, потом — скифская культура, далее — православная вера. Также мы добавили сюда образы славянских защитников — Георгия и Архистратига Михаила, князей, которые собирали воедино земли Киевской Руси, — Владимира Великого и Ярослава Мудрого, гетманов Украины. Хотя мы еще дорабатываем детали, чтобы максимально раскрыть тему — предстоит продумать, какие персоналии добавить на колонну, как и в каком порядке их разместить. Почему лента Мебиуса? Она обозначает беспрерывность.
Реальная высота монумента Соборности составит 12—14 м. Как отметил г-н Синькевич, выше и не надо, поскольку фигура Оранты — всего три с лишним метра. Если скульптуру сделать выше, ее попросту не будет видно. Полная гранитная колонна памятника будет состоять из трех блоков. Постамент, как таковой, в памятнике не предусмотрен. И вообще монумент, по заверениям его авторов, много места не займет. Он — "точечный" и будет виден по мере приближения к нему.
— Недавно во многих СМИ прозвучало, что в результате реконструкции Мариинского дворца монумент окажется попросту за забором, — продолжил Юлий Львович. — Хочу возразить. Архитектор Олег Граужис, который занимается Мариинским, показал нам проект реконструкции, подтвердив, что место для памятника подобрано идеально — вид на него ничего заграждать не будет. И как только мы получим в Главкиевархитектуре согласование места расположения монумента, выйдем на монументальный совет при Минкульте. После этой "процедуры" работа обычно передается на увеличение. Хотя у нас до сих пор нет самого главного — финансирования.
— Во сколько обойдется монумент? Ориентировочно в 3 миллиона гривен, — включился в разговор Лев Синькевич. — Сказать, что это дорого, просто смешно... С момента нашей победы на конкурсе прошло 8 месяцев — за это время можно было полностью сделать скульптуру. Но государственные мужи почему-то тянут с деньгами, от которых зависит наша работа. Не понимаю, Минкульт же сам огласил конкурс, есть победитель. Сказав "а", чиновники от культуры не могут сказать "б"...
Но заминка, видимо, не только в финансах. Дело в том, что недавно авторы проекта-победителя выходили на градостроительный совет, члены которого оценили работу на "неудовлетворительно". Хотя если учесть, что скульпторов в совете нет, то, как отметил Юлий Синькевич, отнюдь не им судить, насколько профессионально выполнен эскизный проект. Кроме того, высказывались и мнения о том, что монумент еще "не созрел", дескать, лет эдак 20 нужно подождать.
МНЕНИЕ ГОРОДСКИХ ВЛАСТЕЙ
Сложившуюся ситуацию "Сегодня" прокомментировал Руслан Кухаренко, начальник главного управления охраны культурного наследия КГГА:
— Я знаком с протоколом заседания градсовета, на котором рассматривался проект монумента Соборности. Считаю, что на смотровой площадке у Мариинского необходимо реализовать проект Заболотного, автора здания Верховной Рады, — с монументом и ступеньками к Парковой аллее. Работу Синькевичей выбрали как лучшую из представленных, но в решении жюри было указано, что проект не может быть реализован без доработки. Однако его авторы пришли на совет с тем же конкурсным проектом, что члены совета и констатировали. Во-первых, это колонна с языческими и христианскими образами, во-вторых — Богородица, которая почему-то на коленях, в третьих, лента Мебиуса по стилистике не вяжется к колонной. Посему авторской группе рекомендовано доработать проект.