1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №250 (2192) за 03.11.2005

ПОМОГУТ СЕМЕЙНЫЕ ВРАЧИ И... НЕМЕДИКИ

"Нужно не отдельные дыры латать, а перестраивать всю систему оказания помощи пострадавшим, тогда мы будем спасать больше людей и нашей службе станет легче: поднимутся зарплаты, улучшатся условия труда, будет новое оборудование", — уверен заместитель главного врача — руководитель Киевского территориального центра экстренной медпомощи и медицины катастроф Сергей Тихенко.

НУЖНЫ РЕФОРМЫ

Он не отрицает того, что его служба не может вовремя обслужить все поступающие вызовы. Но причину видит не в малом количестве бригад "скорой", а в том, что люди вызывают их по любому случаю.

— Из 1500 выездов за сутки наши врачи обслуживают лишь 400 острых случаев, на которые и должны вызываться "скорые", — объясняет Сергей Викторович. — Все остальные — парафия семейного врача и неотложки. Содержать такое количество бригад, как у нас, за рубежом тоже не смогли бы. Им хватает одной бригады на 100 тысяч населения, а нам — одной на 10 тысяч мало. Сегодня нам выделено средств по минимуму, но достаточно, чтобы служба нормально работала. Мы и так живем на порядок лучше, чем наши коллеги на местах. Хотя, было бы хорошо, чтобы нас по оплате труда и пенсионному обеспечению приравняли к госслужащим. В здавоохранении много денег, но они неправильно используются.

А смысл перестройки в том, чтобы ежедневную заботу о пациенте взял на себя семейный врач. Тогда на мелкие вызовы придет он, а если уж он не долечил и пациенту нужно вызвать "скорую", то с него вычтут деньги за вызов. Сергей Викторович изучал систему страховой медицины в Германии, и она ему понравилась: там у каждого — индивидуальный счет для оплаты медуслуг. Могут и кассы поликлиник аккумулировать средства — это тоже выход. Тогда и участковым врачам будет выгодно бежать по вызову человека, а не говорить: "Вызывайте "скорую"!", ведь они должны будут ей заплатить из своего "кармана". Вот тогда у "скорой" появились бы рычаги премирования сотрудников, повышения зарплаты и улучшения условий труда.

СЛУЖБА СТАНЕТ СОВРЕМЕННОЙ, ЕСЛИ...

В забастовку руководство "скорой" не верит — надеется на рассудительность работников: если в госбюджете, в котором формируются оклады, денег нет, то от акций их не прибавится. А чего не хватает службе, они тоже знают.

1. Без реформирования отрасли "воз" с места не сдвинуть.

2. Нужно обучить... немедицинских работников. Ведь от времени оказания первой помощи зависит жизнь человека. А это иногда секунды — ни одна "скорая" не доедет, вертолет не долетит. Вот в США 5% людей умирают внезапно и от инфарктов, а у нас — 15%. Те же дефибрилляторы там в любом аэропорту может взять со стенда любой человек и запустить с его помощью сердце пострадавшего до приезда медика. Как обращаться с прибором, детям объясняют в школах. А нашей "скорой" никто не помогает. Мало пожарников и милиционеров могут оказать первую помощь, а ведь они первыми оказываются на месте пожара и ДТП. Медицински безграмотны водители, работники химпредприятий, АЗС, кинотеатров... Для обучения их на манекенах Госбюджет уже выделил 80 тыс. гривен

3. И без вертолетов службе не обойтись, ведь иногда приходится забирать людей с трасс — за 25 км от городов и больниц. А как их там быстро найти?

4. Относительно зарплат, то врачи столичной "скорой", по мнению одного из ее руководителей, могут жить: к зарплате прибавляется "надбавка мэра" за сложность и интенсивность работы, "колесные" — после 7 лет работы это 60% "плюса", за категорию... В среднем может быть 1500 гривен. Хотя минимальная — 300.

С работниками подстанций ситуация простая и вместе с тем печальная: все хотят улучшений, но никто не хочет говорить открыто о недостатках. Увы, люди продолжают бояться выразить свое мнение и, рассказывая о положении дел, просят не называть фамилий. "С работы не выгонят, но внутренних "разборок" не выдержу", — таков общий рефрен отказов от прямых ответов на вопросы.