1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №257 (2199) за 11.11.2005

УКРАИНСКИЙ ПРОПАН ГРЕЕТ ПОЛЬСКОГО ПАНА

Летом, когда цены на бензин А-92 и А-95 постепенно выросли с 3 до 3,5—3,7 грн. за литр, мы писали, что можно существенно сократить расходы на горючее, переоборудовав автомобиль в "гибрид", работающий еще и на сжиженном газе пропан-бутане. Расчеты показывали: если ездить на голубом топливе, экономия достигает 50% и более от суммы расходов на заправку бензином. Затраты, понесенные на переоборудование машины, а это около $350—400, вполне реально было возместить за 4—6 месяцев, в зависимости от того, сколько километров вы ежедневно проезжаете. Но как только многие автомобилисты перешли с бензина на газ, его стоимость взлетела более чем вдвое: если бензин за последние три месяца подорожал приблизительно на 10%, то газ — с 1,6 до 3,6 грн./л. Почему? Сослаться на происки российских газовых магнатов не получается, весь пропан-бутан, идущий в газовые баллоны наших авто, добывают в Украине. Узнать что-либо на автозаправках нереально, на некоторых один из авторов даже видел объявление такого содержания: "Не спрашивайте у заправщиков о ценах, они ничего не знают!".

За разъяснением мы обратились в "Укргаздобычу" — дочернюю компанию НАК "Нефтегаз Украины", которая занимается реализацией сжиженного газа. Руководитель пресс-службы "Укргаздобычи" Ирина Унукович сообщила, что их функции заканчиваются на стадии продажи топлива облгазам на аукционах через Украгробиржу. Причем цена постоянно растет: если в начале года тонна сжиженного газа стоила около 1900 грн., то в конце октября она подорожала до 4045 грн., а сейчас идет уже по 4200 грн. Далее газ перепродают частным структурам, работающим с мелкими потребителями. Причем его не хватает: заявки на 2005 год в 2,75 раза превысили прошлогодние.

Крупнейшая нефтедобывающая компания Украины, ОАО "Укрнефть", распространила сообщение о том, что считает рост цен на сжиженный газ не совсем объективным и связывает его с отсутствием предложения со стороны других производителей. Как подчеркивается в пресс-релизе, "Укрнефть" оказалась единственной компанией, которая, во исполнение постановления Кабмина N599 от 4.04.2000 г., реализует остатки объемов (после продажи облгазам) сжиженного газа на внутреннем рынке, остальные гонят его за рубеж, где этот вид топлива существенно дороже, чем в Украине.

В результате, по данным Научно-технического центра "Психея", в некоторых регионах, в частности, в Крыму, цена литра сжиженного газа достигла 3,6—3,8 грн., в Киеве до начала ноября цена держалась на уровне 3 грн./л, но к сегодняшнему дню на отдельных заправках достигла 3,65 грн., почти сравнявшись со стоимостью бензина А-92. Причиной резкого подорожания стал дефицит предложения, который образовался с середины октября. Специалисты связывают его с ростом мировых цен и значительным увеличением экспортных поставок газа за пределы Украины из-за начавшегося в Европе (в первую очередь, в Польше) отопительного сезона. Там все: маленькие фермы, теплицы и т. д. отапливаются пропан-бутаном. Украинские фирмы увеличили долю экспорта, и на внутреннем рынке создался дефицит, что, естественно, повлекло увеличение цены. А реальная стоимость пропан-бутана — 60% от стоимости бензина А-95, на сегодняшний день это около 2 грн. в опте и 2,4—2,5 грн. в рознице.

В связи с этим председатель Антимонопольного комитета Украины (АМК) Алексей Костусев заявил, что дал поручение исследовать ситуацию на этом рынке, выяснить причины и обоснованность повышения цен на сжиженный газ. По его словам, "в условиях, когда сжиженный газ стал стал альтернативным топливом из-за высоких цен на бензин, безосновательное повышение цен на этот продукт недопустимо. Тех, кто думает нагреть в этой ситуации руки, предупреждаю, что АМК занимает принципиальную позицию и любые злоупотребления будут жестко караться". Хочется верить, что эти грозные речи не окажутся пустыми словами. Сейчас Антимонопольный "трясет" основных производителей и операторов рынка на предмет информации об объемах производства и реализации сжиженного газа на внутреннем и внешнем рынках и требует от них обоснований стремительного повышения цен.

Впрочем, в этой ситуации трейдеры вполне могут сослаться на Указ президента N823 от 18 мая с. г. "О мерах по стабилизации ситуации на рынке нефтепродуктов", в котором, в частности, говорится о недопустимости регулирования ценообразования (в том числе и на газ) административными методами, поскольку они не соответствуют принципам рыночной экономики. Попросту говоря, если спрос превышает предложение, то цена будет расти до тех пор, пока они не уравновесятся. С учетом того, что переоборудованный автомобиль вместо литра бензина А-95 расходует 1,1—1,15 л сжиженного газа, несложные расчеты показывают: на сегодня цена пропан-бутана в 3,65 грн./л является предельной с точки зрения экономии. В этом случае она равна нулю, а при дальнейшем повышении стоимости газа уже становится выгодней ездить на бензине.


СПРАВКА
Пропан-бутан — синтетическое топливо (пропан — 30%, бутан — 70%), плотность при нормальных условиях 2,21 кг/м3. Его получают из нефти и сконденсированных нефтяных попутных газов. По свойствам мало отличается от сжатого природного газа. Чтобы смесь оставалась жидкой, ее хранят и перевозят под давлением в 16 атмосфер. Газообразный пропан-бутан бесцветный, не имеет запаха и вкуса.