1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №258 (2200) за 12.11.2005

КОРОЛЕВА ВЫКРОЕК

Миллионы наших женщин шили себе наряды по ее выкройкам и украшали дом по ее советам. Яркий глянцевый журнал Анны Бурды, по которому небогатая советская барышня могла не только сформировать представление о красоте далекой "западной жизни", но и приблизить свою мечту — благодаря удобным выкройкам и относительно простым кулинарным рецептам, зачитывали и зарисовывали до дыр. Недавно фрау Бурды не стало.

АННА САМА ГЛАДИЛА НАРЯДЫ МАНЕКЕНЩИЦАМ

Путь к славе Анны Магдалены Леммингер, которую домашние звали Энне, был тернистым. Дочь железнодорожного машиниста в городке Оффенбург на юго-западе Германии после окончания торгового училища вышла замуж за Франца Бурду. Он имел ученую степень доктора и маленькую книжную типографию, но свободных денег — ни марки. Анну это не печалило, она и сама была небогатой. Но дамой с очень хорошим вкусом. Уже в 17 лет она знала, какой должна быть хорошая мода: бессмысленно мечтать о дорогих нарядах от Диора, не имея ни гроша за душой, — зато можно шить для себя, на свой вкус и за свои деньги. Это была очень хорошая идея.

Но воплотить ее в жизнь удалось не сразу. Только в 40 лет Анна начала карьеру предпринимательницы, будучи к тому времени мамой троих сыновей. Она дала свое имя маленькому издательству на грани банкротства с штатом в 48 сотрудников, которое получил в наследство муж. "Франц не помогал мне в делах, я и не хотела этого, — вспоминала фрау Бурда. — Но он, всегда находясь рядом, был для меня гарантом того, что ничего серьезного мне угрожать не может". Анна не выпускала из виду ни одну мелочь, хваталась за все. Свой автомобиль она набивала юбками, блузками и прочими вещами, необходимыми для съемок новых моделей. Энне сама гладила, готовила обед для съемочной группы, возила своих манекенщиц на съемки.

В 1950 году вышел первый номер иллюстрированного ежемесячника "Бурда моден". Уже через пятнадцать лет его тираж достиг миллиона экземпляров. Скромное издательство женских журналов разрослось в огромную империю моды с 2700 сотрудниками.

Со временем большинство жительниц Восточной Европы одевалось исключительно по моделям от Бурды. А многие продолжают это делать и сейчас. Ведь, как заметила в свое время Королева одежды, ее модели рассчитаны на скромный достаток. "Если у женщины есть хоть немного фантазии, а в детстве ее научили держать иголку с ниткой, она всегда может выглядеть красивой, — утверждала Анна Бурда, — независимо от того, сколько она зарабатывает".

"ФРАУ БУРДА, НАМ БЕЗ НЕЕЕ ВСЕМ ПРОСТО НЕЛЬЗЯ!"

Когда у Энне Бурды была уже целая империя моды, она по-прежнему продолжала много работать. Приехав в Нью-Йорк, открыла маленький бутик на Манхеттене. Здесь в убогой обстановке, при тусклом освещении примерочных кабинок, эта женщина, которая могла позволить себе все, не уставала примерять модели, проверять их на пригодность и эффектность. Анна не просто выбирала то, что ей нравилось, она примеряла каждую вещь из своих журналов, покупала ее, пару раз выходила в ней в свет — и тем самым оказывалась на прямом проводе с той модой для миллионов, которая сделала "Бурда моден" настолько популярным.

Фрау Бурда стала законодательницей и советской моды. В 1987 году ее журнал появился в Советском Союзе благодаря содействию Раисы Горбачевой. Это был первый западный журнал в СССР. Как-то после этого министр иностранных дел ФРГ Ганс-Дитрих Геншер сказал Анне: "Вы сделали больше, чем три посла до вас вместе взятых". Моделями для советского издания с удовольствием становились первые, избранные в СССР, "мисс", а к приезду Анны Бурды в Москву даже сложили специальную песенку: "Фрау Бурда, фрау Бурда, нам без нее всем просто беда!"

Говорят, на Галичине тогда стала очень популярной версия о якобы украинском происхождении "Гани Бурды". Дескать, ее далекие предки родом из Самборского района Львовской области. Однако документальных подтверждений этой легенде так и не нашли.

Для советских женщин "Бурда моден" стал своеобразной палочкой-выручалочкой. Ведь в те годы наши магазины готовой одежды сияли пустотой, а в красочном журнале были выкройки, по которым без проблем можно было сшить себе недорогой, но жутко модный наряд. Помню, моя соседка по университетскому общежитию старалась не пропустить ни одного номера "Бурды". Странички журнала для самошвеек состояли из красных и зеленых бумажных вкладышей, исчерченных множеством зигзагообразных линий, которые просто потрясали мое воображение. Ксюха, как правило, расправляла листы на кухонном столе и проводила по узору линий специальным ножом. Раз-два — и готова выкройка для новой рубашки или юбки. Себе она шила редко, как говорится, "сапожник без сапог". Зато в моем гардеробе то и дело появлялись новые блузки, сарафаны и платья. А после моего появления в университете в длиннющем бежевом пальто, выкройку которого мы срисовали из библиотечной "Бурды" (сшила вещичку Оксана за неделю), все однокурсницы выстроились в очередь под дверью швеи. Одной из них моя соседка сшила невероятной красоты свадебное платье. А когда я на пятом курсе ждала дочку, смастерила такой сарафанчик, что я готова была в нем хоть всю жизнь ходить беременной. Ныне Оксана имеет несколько ателье в столице. И все благодаря "Бурде".

ОКСАНА КАРАВАНСКАЯ ПОКУПАЛА "БУРДУ" В "БУКИНИСТЕ"

Со времени своего появления "Бурда моден" стал дефицитным изданием. Журналы — сами по себе недешевые — продавали с рук втрое дороже, а понятие "шить по "Бурде" значило, наверное, не меньше, чем сегодня одеваться "от Караванской".

— Пожалуй, так и есть! — смеется модельер Оксана Караванская, которой мы дозвонились во Львов с просьбой поделиться своими воспоминаниями о "Бурда моден". — Моей маме эти журналы привозили по большому блату. Из Польши, Югославии. В нашем доме "Бурда" стала настольным журналом, мы ее очень любили. Благодаря "Бурде интернешнл" я познакомилась с деятельностью известных мировых дизайнеров. Узнала, что делает Готье, Кристиан Диор, Ферре. Пробовала сделать оттуда несколько кроев, потом поняла, что это немножко не мое, и стала создавать свои лекала. Все выпуски журнала приходилось добывать самой, в библиотеке академии, где тогда училась, был очень ограниченный выбор. А во львовский "Букинист" иногда завозили "Бурду". Я покупала даже старые журналы прошлых сезонов.

В чем секрет популярности этого издания? Он очень доступен для обычной среднестатистической женщины. Не все могут себе позволить пойти к дизайнеру, потратить большие деньги, чтобы купить платье от модельера. Потом не каждая женщина может рискнуть одеть что-то кутюрное, потому что мы постоянно выдумываем что-то этакое. Большинство женщин предпочитают классику. В этом журнале как раз и есть выкройки традиционных моделей одежды с всякими интересными "вкраплениями". Второй момент — простота. Даже человек, который до этого не умел шить, может по этим выкройкам покроить. Там все описано до скрупулезности.

— Это действительно журнал, который стал началом всего, — вспоминает другой известный украинский модельер Роксолана Богуцкая. — Тогда не было такого изобилия иллюстрированной литературы. "Бурда" была всем. Для нас, тогдашних начинающих дизайнеров, он сыграл огромную роль. Об обычных людях и говорить не приходится — его собирали, подшивали, "караулили" в библиотеках. Когда издательство "Бурда моден" появилось в Украине, я с большим удовольствием принимала участие в его презентации.

СКРОМНАЯ ЖИЗНЬ ЭННЕ БУРДЫ

Фрау Бурда лично руководила издательским домом 45 лет. Более десяти лет назад она отошла от дел, передав правление модной империей трем сыновьям — Францу, Фридеру и Хуберту. Первые двое в том же году продали свои доли младшему брату, и концерн был переименован в "Хуберт Бурда". К моменту передачи издательства его оборот составлял почти 90 миллионов евро. Общий тираж журнала, выходящего на 16 языках в 90 странах, — 1,7 миллиона экземпляров. На праздновании 96-летия матери Хуберт Бурда сказал о ней: "Она остается загадкой для других. Родившись в бедной семье, не закончила даже гимназию и не получила высшего образования. Но при этом, что за удивительный источник энергии! И, оглядываясь на достигнутое, она может считать свою жизнь счастливой и удавшейся".

Несмотря на свое немалое состояние, Энне Бурда вела очень скромную жизнь (мужа похоронила в 1986 году). На работу добиралась за рулем "Фольксваген-жука" и редко выезжала из Оффенбурга (разве что на Сицилию, где любила бывать зимой). Родному городу много помогала. К примеру, недалеко от здания городской ратуши находятся отремонтированные квартиры для престарелых людей. Их создание — инициатива фонда, руководитель которого — один из членов семьи Бурда. Город по достоинству оценил верность фрау Бурды, еще при жизни издательницы назвав ее именем одну из улиц.