1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №260 (2202) за 15.11.2005

В 8 ЛЕТ— В ПЯТЫЙ КЛАСС

"Мамаша, не забирайте у ребенка детство!" Такими словами встретили киевлянку Маргариту Ветрякову в школе. Учителя, врач и психолог были категорически против того, чтобы принять ее дочь Софийку в первый класс. Причина одна — девочке не было еще и пяти лет.

В ДВА ГОДА СЧИТАЛА ДО СТА

Своего старшего сына Маргарита, как сама говорит, "упустила" — о методиках раннего развития ребенка двадцать лет назад никто и не слышал. Зато когда появилась София, мама стала активно штудировать интернет, выискивать на книжных рынках все о психологических сказках и новых методиках воспитания детей. То же делала и ее подруга для своего новорожденного мальчика. Правда, у той муж японец, замечательно владеющий английским и японским. Она же — украинским и русским. Их маленький Женя в два года разговаривал на четырех языках, требуя от мамы любимую кашу по-японски, а от папы — почитать русскую сказку. И все не мог понять, почему родители его не понимают.

"Ни один ребенок не рождается гением. Все зависит от стимуляции и степени развития головного мозга в решающие годы жизни — с рождения до трех. В детском саду воспитывать уже поздно," — прочитали любознательные мамочки в книжках и перешли к активным действиям. Стали рисовать карточки со словами и показывать их своим деткам в строго определенной последовательности. Через полгода маме-медику маленький Женя совершенно спокойно говорил, что и где у него болит, где находится селезенка, а где мозжечок. А Софийка, занимаясь с мамой-физиком, в два года читала слова целиком и считала в пределах ста.

Первое удивление Ветряковых ожидало во время посещения краеведческого музея. Пройдя совершенно безропотно три зала экспозиций, на выставке гербариев Софийка вдруг воскликнула: "Мама, папа! Вот отказник обыкновенный! И жабник полевой!" Родители были в шоке. "Я даже не помню, как выглядят эти растения! Хотя сама рисовала карточки для занятий", — вспоминает мама. После этого выкрики в парке на прогулке типа: "Мама! Это же вероника (водосбор и пр.)!" стали привычными. Растение с корешочком Ветряковы приносят домой и заглядывают в энциклопедию. И точно!

ПЕРВЫЙ КЛАСС ЗА ПОЛГОДА

В четыре года ребенка отдали в класс дошкольной подготовки. Светлана Шевченко стала первым наставником способной Софии.

— Для своих лет она была очень целеустремленным ребенком, — рассказывает Светлана Николаевна, учитель киевской начальной школы N108, — прекрасно знала, чего хочет. Хочет в школу, чтобы больше знать. К тому же она мало говорила, все — в ее вдумчивом, серьезном взгляде. Когда ее не хотели брать в первый класс, мы ходили с мамой к директору и доказывали, что ребенок готов и способен учиться. Администрация сдалась.

И маленькая пятилетняя ученица не подвела наставницу. А других учителей просто сражала тем, как делила, умножала и складывала в пределах тысячи. Читала предложения, тогда как некоторые детки еще путались в названиях букв. На все вопросы учителя у нее был ответ, а рука не опускалась на протяжении всего урока. Первые дни даже коленки болели от того, что постоянно привставала со стула, пытаясь обратить внимание учителя. "Мне просто жаль было смотреть на этого ребенка. Она же сидит и буквально гипнотизирует меня — когда же я дам ей сказать!" — смеялась учительница на родительском собрании.

А через полгода перевели во второй класс. Правда, психолог был против, опасаясь, что ребенок эмоционально не готов к такому скачку и обучению с детьми на два-три года старше ее. Но у малышки быстро появлялись друзья, а таких точных и глубоких знаний не было даже у постоянных отличников. А когда София месяц посещал курсы скорочтения, техника ее поднялась до 300 знаков в минуту. Родители на том решили остановиться — хорошего понемножку. В четвертом классе София заскучала. И неудивительно. Решать по пять задач, пока твои сверстники штудируют одну, выдержит не каждый. Подумав и взвесив все на семейном совете, ребенка решили отдать в другую школу, в физико-математический класс. А еще записали на курсы углубленного изучения английского языка. В новой школе восприняли Софийку как обычного ребенка и все же на переменах спрашивали: "Признайся, сколько тебе лет?" Трудности возникают только с курсами английского. Неудивительно, ведь они рассчитаны на деток 12—14 лет! Но родители не скрывают, что ребенку скоро станет и этого недостаточно.

А НА НОЧЬ — НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА

— Школа — школой, а что же любит наш маленький вундеркинд? — спрашиваю.

— Вундеркиндами называть детей неприлично, — тут же поправила мама Маргарита. — Мне кажется, такого не бывает, что ребенок родился и сам по себе умным стал. Я в это не верю.

Ведь главное — внимание к своему ребенку. К примеру, в семье Ветряковых по вечерам читают вслух научную фантастику. Потом обсуждают, если Софийке сложно что-то понять. Это называется "опережающее чтение". Тогда и неудивительно, что у восьмилетней Софии любимый автор Кир Булычев, а любимая телепередача "Самый умный".

— Знаешь, мама, — заявил недавно ребенок, — я хочу помогать людям. Чтобы своим примером показывать, как нужно жить, как быстро считать и читать, думать и отвечать на вопросы. И, к примеру, легко получать "12"!

Да уж, за этими детьми нужен глаз да глаз! К примеру, сын Василия Лещука — основателя одной из школ раннего развития — в 15 лет поступил в Киево-Могилянскую академию, а в 16 лет — женился. Причем Василий Саввович был категорически против брака. Спасли ситуацию родители девушки. Они смогли убедить отца, что его Сережа вполне созрел для создания семьи и идеальный муж для их дочери. Но Софийке только восемь, поэтому смелость ее решений родителей пока не пугает.

— Этим детям нельзя навязать свою точку зрения, — рассказала "Сегодня" Светлана Чередниченко, заместитель директора по науке Киевского института развития интеллекта ребенка. — В любой сфере дети, воспитанные по методике раннего развития, докапываются до таких глубин, которые многим даже и не снились. Ведь родители приучили их к этому с самого детства. Еще в 6-месячном возрасте мозг человека достигает 50% своего взрослого потенциала, а в три — около 80%. В этом возрасте ребенок познает в три раза больше информации, чем за всю оставшуюся жизнь. И этим нужно пользоваться! Недаром говорят: до трех лет ребенок гений, до 8 — талант, а после 13 — посредственность.

У ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ СО ВРЕМЕНЕМ ВОЗНИКАЮТ ПРОБЛЕМЫ

Если все так хорошо и красиво, то почему все дети до сих пор не учатся с годовалого возраста? А шестилетки до сих пор с трудом входят в учебный ритм школы? Намечается ли у нас бум раннего обучения, "Сегодня" поинтересовалась у самих учителей и психологов.

— Наши школы не готовы к приему и обучению одаренных детей, — рассказывает учитель-дефектолог дошкольного учреждения Людмила Казакова. — В классе, где сидит 30 человек, должное внимание такому ребенку уделить невозможно. Нужны яркие, интересные дидактические материалы, а в школах их нет. У нас был случай, когда в школу пришел одаренный мальчик. Представьте, каково ему было, если все начали с буквы "а", а он уже читал книжки и рассказывал стихи по-английски! Через год ребенок полностью потерял интерес к учебе, стал такой серенькой посредственностью. "Спасает" школы только то, что по подсчетам психологов таких детей не очень много, около 2,5%.

— У одаренных детей со временем возникает много проблем, — комментирует детский психолог Елена Житова. — Это и неприязнь к школе, и малые контакты со сверстниками — они предпочитают общаться со взрослыми. Наша школа ставит одаренного ребенка в жесткие рамки, и он либо возвращается на уровень сверстников. Либо еще хуже — разочаровывается — мир оказался не таким, как он ожидал. А отсюда и снижение самооценки, и творческого потенциала. Может возникнуть и перемотивация — ребенок приходит в школу эдаким "старичком", которому уже надоело учиться. У меня был пример, когда мама с трех лет водила ребенка читать, писать. В результате тот возненавидел и школу, и учебу в целом. Читать и писать в нашей 12-летке ребенок всегда успеет научиться. А вот успевают ли 5-летние дети эмоционально созреть для школы, чтобы потом не разочароваться — это еще большой вопрос. Исключения конечно есть, но бума раннего обучения скорее всего придется ждать еще долго.