1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №261 (2203) за 16.11.2005

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ РЕПОРТЕРЫ... УРОДЛИВЫ

Сегодня — день украинского телевидения и радио, поэтому мы решили поговорить о современном телевидении с человеком, который на нем уже давно "собаку съел" — британским тележурналистом Стюартом Первисом, побывавшим в Киеве, чтобы проконсультировать телевизионщиков канала "1+1".

— У Киева европейский "привкус", — поделился своими впечатлениями Первис. — Украина — самая большая европейская страна, если не считать Россию частью Европы. И по количеству населения близка к Великобритании. Но для многих британцев Украина до сих пор — загадка.

— Расскажите об искусстве создавать новости.

— Основной и самый важный принцип для Великобритании, Европы и Америки — это налаженная "обратная связь" с аудиторией. Новости не должны "спускаться сверху", а должны представлять те события, которые интересуют зрителей. И это не то, что мы хотим или должны им сказать, а то, что им интересно. Компромисс заключается в том, чтобы с одной стороны удовлетворять интересы зрителя, а с другой — обогащать его кругозор.

— Первые минуты в новостях всегда посвящены трагедиям и кризисам.

— А что можно обсуждать в "благополучных" новостях? Ведь главная определяющая новостей — это разница между тем, каков был мир вчера и каким он будет завтра. Изменения, которые претерпел мир в "плохих новостях", очевидны. Хорошие новости, как правило, требуют времени, чтобы проявилась их сенсационная сущность.

— Позволено ли журналисту высказывать собственную точку зрения на проблему, о которой он рассказывает с экрана?

— Это сложная область. Если журналист стал свидетелем трагического события (скажем, цунами, землетрясение, других природных катаклизмов), то, будучи нормальным живым человеком, он, конечно, отобразит эмоции, которые им овладевают. Другое дело, если предметом внимания журналиста становятся проблемы, созданные человеком. Приведем свежие примеры. Передовые СМИ озадачены вопросами: была ли реакция американских властей слишком медленной в случае с Нью-Орлеаном? Когда журналист освещает такие события, возможен только один вариант действий с его стороны: "Вот я нахожусь на месте проблемы и вижу, что пока никакой помощи не оказано". Это факт. Или: "Я был целый день в этой больнице и увидел, что в ней нет необходимых медикаментов и никто не старается спасти людей от смерти". Это тоже факт. Но нельзя сказать, побывав в такой больнице или на месте разрушенного здания: "Целая страна — сплошная катастрофа!" Журналист не может такого сказать, потому что он был только в одной больнице одного города.

— Что вы могли бы порекомендовать украинским телерепортерам?

— Украинское телевидение в целом может намного выиграть, показывая репортеров на экране. На украинском телевидении очень редко удается увидеть репортера в кадре. Почему? У меня есть несколько вариантов ответов. Первый, возможно, журналисты сутулые и потому стесняются показаться на экране. Второе, они стесняются того, что им приходится говорить в кадре. Или же они не хотят покидать теплый офис и ехать на место происшествия. Внешность журналиста как раз не главное. Некоторые из самых известных репортеров... уродливы. Но при этом появление журналиста в кадре не должно отвлекать. Если на журналисте надет невероятной красоты галстук или изумительные туфли, это будет только отвлекать от истории.

— Распространена ли у вас ситуация, когда люди приходят на телевидение из других профессий?

— Пожалуй, наиболее часто приходят в журналистику юристы. Но на самом деле у нас в Британии КАЖДЫЙ хочет работать в медиа. В этом есть какой-то гламур. Я — профессор журналистики. Тысячи людей хотят посещать этот курс, несмотря на то, что Он не дает никакой работы после его изучения. В медиа существует огромное количество профессий. Газеты здесь (Стюарт приподнимает стопку прессы на столе. — Авт.) необыкновенно тонкие. В Америке и в Британии газеты вот такой толщины (показывает приблизительную толщину "Графа Монте-Кристо"). Медиа в Западной Европе, в Америке — необыкновенно мощный и очень оживленный бизнес. Здесь же, исторически так сложилось, всегда были немного депрессивными.

— Что вы сами любите смотреть в свободное время?

— Новости, познавательные программы, где представлены реальные факты. Но есть и множество интересных реалити-шоу, таких как "Супермены", "Махнемся женами", которые мне тоже симпатичны.

— "Махнемся женами"?

— Да, но не пугайтесь, — это выглядит не так, как звучит. Это о взаимоотношениях друзей. Мужья меняются женами: результаты бывают самые неожиданные. Еще одна очень популярная программа "Супер-няня" (сейчас это шоу купил телеканал ICTV) — о домохозяйке, которая работает с трудными, шумными, склонными к насилию детьми. Это шоу помогает тем семьям, в которых есть проблемные дети, и заставляет родителей призадуматься о воспитании собственных детей.


КСТАТИ
Стюарт Первис начал карьеру на ТВ более 20 лет назад на ВВС. Продолжил — на популярном британском новостийном канале ITN в качестве программного редактора. Имя Стюарта Первиса стало широко известным после того, как он "в живую" транслировал свадьбу Дианы, которую журналисты назвали "свадьбой века" и штурм воздушными спецслужбами заложников в Иранском посольстве в Лондоне. Сейчас Стюарт Первис — член многочисленных комитетов. Он входил в состав группы экспертов, которая следила за беспристрастностью освещения Би-Би-Си израильско-палестинского конфликта.