1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №262 (2204) за 17.11.2005

ВАН ГОГ И РЕНУАР — ПОД АРЕСТОМ

Между Швейцарией и Россией вспыхнул большой скандал. Швейцарцы арестовала выставку Московского Музея изобразительных искусств им. Пушкина. Под стражу взяли полотна Ван Гога, Гогена, Матисса, Мане, Моне, Сезанна, Ренуара, Дега, Писсарро, Пикассо. Их страховая стоимость $1 млрд. Причина беспрецедентного ареста — претензии скандально известной швейцарской компании Noga.

История с Noga началась с 1990-х годов. Как утверждают сами швейцарцы, россияне вопреки условиям контракта с ними разорвали договор, предусматривающий поставки нефтепродуктов в обмен на продовольствие. Причем, по условиям контракта, российская сторона отвечала за его выполнение своим имуществом. Noga с 1993 года пытается взыскать с России $680 млн долга и набежавшие проценты — $1,5 млрд. По ее искам в июле 2000 года во Франции арестовали счета Центробанка РФ и российский парусник "Седов" — самое большое парусное судно в мире. Вскоре суд французского города Брест постановил снять аресты. В июне 2001 года по иску Noga были арестованы российские военные самолеты на авиасалоне в Ле-Бурже. Это имущество все же улетело на родину, но с тех пор Россия воздерживается от участия в авиасалонах ЕС.

Многие считали, что после двух поражений Noga успокоилась. Однако во вторник по запросу адвокатов этой компании швейцарские приставы арестовали 54 лучших полотна французских живописцев из коллекции музея. После вмешательства федерального совета правительства Швейцарии устроителям выставки в городе Мартиньи все же разрешили погрузить картины в фургоны. Когда машины направились в сторону границы с ФРГ, Noga успела подать еще один иск.

Вчера МИД РФ пыталось разрешить сложившуюся ситуацию до наступления сумерек, поскольку уникальные произведения искусства оказались легкодосягаемыми для воров (лишь один грузовик находится на полицейской стоянке в аэропорту Женевы, три — на трассах, еще два — в Мартиньи). Есть и угроза повреждения полотен, многие из которых датированы XVII веком. В рефрижераторах, где они перевозятся, необходимо поддерживать определенный микроклимат, что возможно только при беспрерывной работе двигателей машин.