1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №263 (2205) за 18.11.2005

НА ПРЕЗИДЕНТСКИЙ ДВОРЕЦ — 100 МЛН ГРН., А НА ОЗДОРОВЛЕНИЕ СЕЛЬСКИХ ДЕТЕЙ — 5 МЛН

Кабмин 15 ноября передал в парламент на второе чтение проект бюджета-2006, но в этот день оно не состоялось. Депутаты недовольны, что большая часть их предложений по увеличению расходов бюджета до 203,2 млрд грн. не учтена. Минфин утверждает, что такие аппетиты погубят экономику. Ясно, что главные бои за жирный пирог впереди, и сомнительно, что бюджет примут и 1 декабря, как планируется. Правительство нервничает: по словам премьера Юрия Еханурова, без своевременного принятия бюджета нельзя будет профинансировать выборы (а значит, сохранить всю полноту власти. — Авт.). Для "маленького" же украинца важнее, чтобы с 1 января вступило в силу "забитое" в бюджете повышение социальных ориентиров: прожиточный минимум увеличится на 30 грн. — до 453, минимальные зарплата и пенсия — на 18 грн. — до 350. "Сегодня" решила выяснить, кто будет жировать на "бюджете проедания", и оказалось, что власть имущие заказали себе толстый бутерброд, а народу достанутся крохи с барского стола.

РЕАЛЬНО ПЕНСИИ УМЕНЬШАТСЯ

Итогом поисков консенсуса между Кабмином и ВР после первого чтения стало увеличение расходной части почти на 4,5 млрд грн., хотя бюджетный комитет предложил раздуть ее на 73 млрд грн. В подрихтованном варианте доходы составили 125,8 млрд, расходы — 138,6, дефицит — 12,9 (2,5% ВВП). Напомним, в первоначальном проекте было соответственно 120,3, 130,2 и 9,9 млрд грн.

Но, раз вырастут расходы, придется искать дополнительные поступления. Например, решили сохранить размеры таможенных сборов до момента вступления Украины в ВТО, оставить более высокую ставку сбора в Пенсионный фонд с валютных операций: КМ предлагал снизить ее с 1,5% до 0,75%, сошлись на 1%. Но основные прения, по словам и.о. председателя бюджетного комитета ВР Людмилы Супрун, разгорелись вокруг инициативы КМ создать стабилизационный фонд в 3 млрд грн. за счет денег от продажи "Криворожстали". Парламентарии, сославшись на отсутствие закона о таком фонде, предложение "зарубили".

Как сказал "Сегодня" первый зампредседателя бюджетного комитета Валерий Коновалюк, парламент выбил увеличение финансирования АПК и местных бюджетов, которые не справляются с выплатой зарплат бюджетникам. Немного увеличены выплаты многодетным матерям и по уходу за ребенком до 3 лет, усилены статьи соцзащиты инвалидов, чернобыльцев, ветеранов и военнослужащих. Но в целом заложенное в госбюджете-2006 повышение пенсий и соцвыплат на самом деле существено отстает от роста цен (по подсчетам "Сегодня" — на 4—8,3%), что нивелирует лозунг о его социальности. Поэтому следует воздержаться от увеличения расходов на содержание органов власти, например, от дорогостоящего ремонта резиденции президента — Мариинского дворца.

КОМУ СТРОИМ, КОГО ЛЕЧИМ?

Министр финансов Виктор Пинзеник утверждает: "Экономим на всем, чем можем". Давайте попробуем разобраться, так ли экономно расписаны в главной смете страны народные денежки.

Итак, "дорогая" Верховная Рада обойдется налогоплательщикам в 573 млн грн. Из них почти две трети пойдет на обеспечение законотворчества, т. е. на разные выплаты нардепам, 62 млн — на обслуживание деятельности ВР. Отдельной строкой отписано без малого 9 млн грн. на загранкомандировки депутатов. Выходит по 20000 грн. на брата, хотя неясно, какие важные проблемы депутату от "Хацапетовского района" нужно лично решать за границей (кроме разве что шкурно-бизнесовых). Не забыли выделить и 2,2 млн на капремонт депутатского жилфонда, хотя всем известно, что это сплошь новые комфортабельные дома. Ну и — святое — финподдержка санаторно-курортного комплекса ВР, затянувшая аж на 45 "лимонов".

Далее следуют нужды Госуправления делами, больше известного по его украинской аббревиатуре — "ДУСя": 633 млн ассигнований — это на 117 млн больше, чем заложено на этот год. Положим, 8,2 млн, предусмотренные на официальные мероприятия с участием президента, 21,5 млн на заграничные визиты, а также 25 млн на реконструкцию "Артека" и 33 млн на оздоровление в нем детворы — расходы объективные (хотя большая часть артековских путевок реализуется по рыночным ценам в $300—400). Но на этом фоне по-сиротски выглядят 5 млн, отписанные на оздоровление всех (!) сельских детишек. В ведении "ДУСи" состоит также госавиапредприятие "Украина", на его нужды выделено 63 млн грн. Некоторые СМИ ошибочно решили, что сюда входит и покупка нового лайнера для президента. Но, как сообщил нам руководитель Госуправления делами Игорь Тарасюк, эта сумма рассчитана только на текущие расходы и техобслуживание авиапарка. Новый самолет для VIP-полетов, по его мнению, нужен, возможность его приобретения рассматривается, но источник финансирования пока не определен. Но, как бы ни назывался этот источник, деньги все равно будут взяты из казны. И речь пойдет о десятках миллионов, но уже долларов. А особенно выпадают из рамок "экономии" 100 млн на реставрацию Мариинского дворца — вот это размах! Как и 7 млн на ремонт ведомственного санатория "Кристальный дворец".

Не пожалеют народных денег и на медобслуживание нардепов и руководящего состава Кабмина: 46 млн — на стационарное, плюс 32 млн — на поликлинично-амбулаторное лечение. "Своя" медицина (в пакете с оздоровлением) также у военных, СБУ и МВД, на нужды коих нам предстоит выложить соответственно 462, 83 и 202 млн грн. Для сравнения, остальным 46 млн простых смертных отписано "аж" 242 млн грн. на "специализированную и высокоспециализированную медпомощь" (так гордо именуются наши обшарпанные больницы с кормежкой на 3 грн. в день и лекарствами за свой счет).

Не менее красноречивые суммы заложены на строительство (покупку) жилья для силовиков: по СБУ — 17 млн, МВД — 47, Минобороны — 722. А, к примеру, на жилье для слепых и глухих граждан — всего 5 млн. Всего на силовые ведомства "забили" почти 13 млрд, а на Минобразование и науки — 8,9 млрд: мускулы ценятся выше мозгов.

КТО ГЛАВНЫЙ ПРОЕДАТЕЛЬ

Так является ли будущий бюджет проектом "проедания"? Действительно, наиболее затратные его статьи — это "общегосударственные расходы", куда входят дотации местным бюджетам на зарплаты бюджетникам и субвенции на обеспечение льгот, пособий и выплат социально незащищенным категориям — соответственно 13,7 и 7,3 млрд. Кроме того, на покрытие дефицита Пенсионного фонда придется отстегнуть 18,5 млрд, на госпомощь при рождении ребенка — чуть больше 1 млрд. Вместе это 41,2 млрд, то есть, треть расходной части. Но среднеарифметическая помощь на каждого социально незащищенного, как видим, меркнет в сравнении с обеспечением жизненных благ для кучки власть предержащих.

"На закуску" приведем отдельные статьи, о назначении которых можно только догадываться. Цитирую: "мобилизационная подготовка отраслей экономики" (на случай войны что ли?) — 21,2 млн; "мероприятия по установлению связей с украинцами, проживающими за пределами Украины" — 16,3 млн; "фундаментальные исследования в сфере госуправления" — 2,5 млн; "возмещение вреда, причиненного гражданину незаконными действиями органов дознания, прокуратуры, суда" — 15 млн (статья нужная, но кто ж ее выполняет). Итого даже при поверхностной выборке мы насчитали "лишних" около 450 млн. Вот они, скрытые фонды Кабмина, которые пойдут невесть на что...


КОМУ И СКОЛЬКО ДАДУТ, МЛН ГРН.

ВЛАСТЬ ПРЕДЕРЖАЩИЕ
Верховная Рада 572,9
Госуправление делами 632,7
В том числе:
Визиты депутатов за границу 9
Визиты президента за границу 21,5
Реконструкция Мариинского дворца 100
Госавиапредприятие "Украина" 62,7

СИЛОВИКИ
Министерство внутренних дел 4 470,8
Минобороны 6 669,2
СБУ 1 355,7

БЮДЖЕТНИКИ И ПРОИЗВОДИТЕЛИ
Минобразования и науки 8 882
Минкультуры 677,3
Минздрав 3 232,7
МинАПК 5 820
Минуглепром 3 456,4

ПРИОБРЕТЕНИЕ ЖИЛЬЯ
МВД 58,1
Минобороны 722,5
Для инвалидов 5

МЕДОБСЛУЖИВАНИЕ И ОЗДОРОВЛЕНИЕ
Депутатов и высших чиновников 78,4
МВД 202,4
Минобороны 462,1
Детей работников АПК 5,2
Общегосударственные медучреждения 242,2

СОЦВЫПЛАТЫ
Субвенции на обеспечение льгот, пособий и госвыплат 14 303,1
Дотации местным бюджетам на зарплаты бюджетникам 7 286
Выплата помощи при рождении ребенка 1 082,2
Пенсионный фонд 18 540,9