1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №266 (2208) за 22.11.2005

СУДЕБНЫЕ РАЗБОРКИ ВДОВЫ И СЫНА ЖАКА-ИВА КУСТО ПОХОРОНИЛИ ЕГО ИДЕИ

Частенько после смерти людей, особенно знаменитых и уважаемых, их память омрачают своими поступками их родственники, которые грызутся из-за наследства. Не стала исключением семья французского исследователя Жака-Ива Кусто, который одним из первых на Земле обратил внимание широкой общественности на необходимость оберегать моря и океаны.

Камнем раздора стало легендарное научное судно "Калипсо", которое уже однажды пережило свою гибель (в 1996-м затонуло в результате столкновения с баржей в порту Сингапура, но затем было поднято), а теперь стало предметом судебного разбирательства. На борту "Калипсо" легенда мировой океанографии объездил почти все моря и снял около 80 фильмов. Среди них "Мир Жака-Ива Кусто" (1966), "Акулы" (1968), "Подводный клад" (1969, исследование места кораблекрушения флагмана Армады Нового Света в 1641 году), "Мир тишины" (получил премию "Оскар" в 1957-м), "История красной рыбы" (в 1958 году приз на Каннском фестивале и еще один "Оскар") и телесериал "Подводная одиссея Кусто" (1977—1982). Корабль не раз боролся со штормами, получал пробоины от ледяных глыб, выдерживал тонны снега, превращавшие его в искусственный айсберг.

После кончины подводника 25 июня 1997 года на судно претендовали ассоциация "Команда Кусто", которую возглавляет вторая жена ученого Франсин Кусто, и ассоциация его старшего сына от первого брака Жана-Мишеля "Океанографические французские кампании". Оба они хотели продолжить дело пионера подводных исследований. Но в итоге, похоже, похоронили эту затею навсегда.

Суд постановил, что "Калипсо" принадлежит вдове ученого. Однако почти за восемь лет простоя без должного ухода во французском порту Ла Рошели судно проржавело. Как передает ИТАР-ТАСС, в нем трудно узнать легендарную научную лабораторию. Сейчас не может быть и речи о том, чтобы оно вышло в море. Некоторые даже предлагают затопить судно, на ремонт которого нужны большие средства, а вдова Кусто вряд ли их сможет собрать.

Интересно, что Жаку-Иву всегда с трудом доставались суда. Первые свои исследования водных глубин он делал после Второй мировой войны на "Инженер Эли Монье", военно-морского флота Франции. Лишь в 1950-м году он получил в свое личное распоряжение старый минный тральщик, принадлежавший Королевским Британским ВМС, "Калипсо". До этого Кусто долгие месяцы искал мецената, который смог бы купить это судно для него. Большую часть пожертвований внес известный производитель пива Гинесс.