1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №266 (2208) за 22.11.2005

"ЮЛИИ ТИМОШЕНКО" ИСПОРТИЛИ ПАЛЬТО

В редакцию "Сегодня" пришла... Юлия Тимошенко с жалобой на химчистку, в которой ей испортили новое пальто. Таким было первое впечатление автора этих строк, когда он увидел даму, оказавшуюся, как выяснилось, еще и нашей коллегой — главным редактором детского журнала "Пригоди" Лесей Борсук. О том, что Леся, как две капли воды, похожа на Леди Ю, мы уже писали. А вот о том, как она смогла доказать, что при чистке ей испортили вещь и получить за это компенсацию...

Ситуация типична: осеннее пальто, сданное в чистку в конце октября, было практически новым, сшитым всего два месяца назад. Тем не менее приемщица оценила его... в 60 грн. (материал и пошив обошлись хозяйке в 1100 грн.), дескать, такие правила. Получив выполненный заказ, хозяйка ахнула: пышный мех на капюшоне и манжетах пальто скатался, превратившись в некую твердую субстанцию. Однако в ателье признать свою вину отказались. Более того, когда женщина предъявила претензии в письменном виде, ей отписали, что... оно у вас такое и было. К ответу директор заведения приложила заключение лаборатории химчистки, о том, что "незначительная (?!) сваленность ворса образовалась в процессе носки вследствие трения и воздействия светопогоды (словечко-то какое нашли! — Авт.). Сваленность ворса химчисткой не устраняется и допускается на изделиях после химической чистки, согласно ГОСТУ 201-03-96. Качество чистки соответствует..., заказ подлежит выдаче". Как эксперты определили, что это произошло именно "в процессе носки вследствие трения и воздействия", а не от неумелой чистки, выяснить нам не удалось.

Леся решила бороться дальше. Тем более, что в Законе "О защите прав потребителей", ст. 15, п. 9 сказано: "Исполнитель обязан в течение месяца возместить ущерб, возникший в связи с утерей, порчей или повреждением вещи, принятой им от потребителя для исполнения работ или предоставления услуг. Исполнитель не освобождается от ответственности, если уровень его научных и технических знаний не позволил выявить особые свойства вещи, принятой им от потребителя для выполнения работ либо предоставления услуг". Попросту говоря, если малограмотная приемщица или мастер-недоучка не знают, что может случиться с пальто в процессе химчистки, это их проблема, а никак не клиента.

Поэтому, когда Борсук написала несколько заявлений: в горуправление по делам защиты прав потребителей, Союз охраны прав потребителей Киева, Общество защиты прав потребителей "Закон", обратилась на телевидение и в печатные СМИ, "химики" дрогнули и пошли на мировую. Они поняли: дешевле будет возместить ущерб, чем потерять имидж, а вместе с ним — заказчиков. Тем более, что химчисток сейчас в столице немало, а значит, конкуренция за клиента между ними высокая. Учитывая, что платить за устранение брака пришлось не заведению, а рядовым исполнителям, журналистка пошла на компромисс, согласившись только на замену испорченного меха за счет виновных. Впрочем, ремонт тоже стоит немало — свыше 250 грн.

— Леся, многие люди, оказавшись в ситуации, аналогичной вашей, и нередко столкнувшиеся при этом с грубостью со стороны работников сервиса, тушуются и, махнув рукой, забирают испорченную вещь. Почему вы решили бороться до победного конца?

— Как главный редактор журнала для подростков, я стараюсь учить этому и своих читателей. В 12—14 лет дети формируются как полноценные личности и, сталкиваясь со взрослыми проблемами, они должны знать свои права, уметь ими пользоваться и отстаивать.

Полностью согласны.


ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ
Если качество выполнения заказа вас не устраивает, не спешите его забирать, а особенно — отдавать квитанцию. Без нее затеваемое разбирательство бесперспективно.
Претензии и жалобы подают только в письменном виде, под роспись, либо почтой с уведомлением о вручении; к нему надо приложить ксерокопии подтверждающих документов.
При неполучении ответа в установленный срок (14—30 дней), немедленно обжалуйте бездействие должностных лиц в вышестоящую инстанцию. Параллельно готовьте иск в суд.