1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №267 (2209) за 23.11.2005

БЕСКОНТАКТНЫЕ КАРТОЧКИ В МЕТРО ПОЯВЯТСЯ УЖЕ В ДЕКАБРЕ

О бесконтактных карточках для проезда в метро говорили давно, но дальше разговоров дело не шло. И хотя на многих станциях уже стоят новые турникеты, мы по-прежнему пользуемся жетонами и магнитными проездными, которые нередко срабатывают через раз. Но, оказывается, новинкой, которую не придется даже вытаскивать из кармана или сумочки, заходя в "подземку", уже пользуются сами сотрудники метрополитена. В ноябре-декабре этого года обещано вывести эксперимент на общегородской уровень (то есть, желающие смогут опробовать бесконтактный проездной, купив его за 7 гривен и положив некую сумму на свой счет), чтобы весной 2006 (скорей всего, сразу после выборов) запустить чудо-карточки в массовую продажу.

По словам Николая Шавловского, начальника киевского метрополитена, одновременно с вводом новых карточек будут постепенно вытесняться из оборота старые "магнитные" проездные (сейчас они стоят 25 грн). Бесконтактные "пластинки" будут рассчитаны на произвольное количество поездок со скидками (видимо, по типу западных стран, где чем больше поездок в месяц совершаешь, тем меньше платишь за каждую). Но уже с осени 2006 года пассажиры начнут платить в зависимости от дальности поездки и времени пребывания в метрополитене. Тарифы разрабатываются.

Принцип действия бесконтактной карточки таков: в нее вмонтирован микропроцессор и антенна, с помощью которых происходит обмен информацией между карточкой и считывающим устройством через радиоканал. Срок службы проездного — до 10 лет и ограничивается лишь механическими повреждениями. Каждой карточке присвоен серийный номер, который задается при производстве и не может изменяться, что должно обеспечить защиту карточек от подделок.

А пассажиру какая выгода? Во-первых, простота использования, что позволит экономить время. Во-вторых, купив однажды проездной, не нужно менять его в конце месяца, достаточно просто пополнить счет либо в кассе, либо (что лучше) с помощью специальных автоматов пополнения ресурсов (на некоторых станциях такие уже появились). В-третьих, в случае утери карточки можно будет ее заблокировать, а взамен получить новую, заплатив 7 грн.

При этом ваш счет будет сохранен, если карточка — персонифицирована. Дело в том, что в метрополитене предусматривается использования двух карточек — простых и "именных" (с ФИО и фотографией). Потеря обыкновенного "проездного", как и в случае с нынешними магнитными карточками — ваши проблемы. "Именными" карточками в обязательном порядке обеспечат льготников. Это планируется сделать осенью. От последнего выиграет, прежде всего, сам метрополитен. Сегодня он теряет огромные деньги, поскольку выплата компенсаций за проезд льготников зависит от точности учета объема предоставленных льгот по каждой из категорий. По некоторым подсчетам, нынче каждый четвертый пассажир метрополитена — льготник.

Кстати, если тариф от поездок в метро предусмотрен больше, чем осталось на счету, можно будет получить кредит. В будущем бесконтактную карточку планируется, вообще, использовать в разных видах гортранспорта.

Жетоны из оборота полностью не исчезнут. Если сейчас ими пользуются порядка 65% пассажиров, то с вводом бесконтактных "пластинок" метрополитен рассчитывает уменьшить их количество до 10%. Для приезжих и граждан, которые редко пользуются общественным транспортом. Остальным, дескать, будет выгодней пользоваться именно карточками. Возникает вопрос: как отразится нововведение на ценах на проезд?

Николай Шавловский уверяет, что введение новых карточек никак не связано с изменением тарифа. Хотя вопрос о повышении действительно назрел, и рано или поздно это таки случится. Однако пассажиры, пользующиеся проездными, почувствуют повышение меньше всего, поскольку будут ездить по "оптовой" цене, уверяют метрополитеновцы. Тот, кто проехал одну-две остановки, заплатит гораздо меньше того, кто проехал десять станций да еще сделал пересадку с одной линии на другую. К слову, скидки будут действовать также в зависимости от времени поездки, дня недели.