1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №267 (2209) за 23.11.2005

ВОРЫ ПОШЛИ ПО МУЗЕЯМ

Всплеск краж произведений искусства на этой неделе подтвердил, что эта сфера остается самым лакомым кусочком для злоумышленников, поскольку афера даже с одним раритетом делает преступника сразу миллионером.

Так американские воры могут претендовать на $11,6 млн. Именно во столько оценена украденная на днях из музея Everhart в городе Скрэнтон (штат Пенсильвания) картина модерниста Джексона Поллока "Быстрая зима" ("Springs Winter" 1949 г.). Еще $15 тыс. они могут получить за прихваченную там же шелкографию Энди Уорхола "Большая страсть". Добраться до раритетов бандитам было не тяжело. Они разбили стеклянную дверь служебного входа, сняли со стен произведения и скрылись. По непонятной причине сигнализация не сработала. Однако полицейские получили сигнал о проникновении в музей после того, как злоумышленники сдвинули с места датчик движения. Свою операцию злоумышленники провернули меньше чем за 10 минут — именно столько времени понадобилось полицейским, чтобы добраться до музея. Камера скрытого наблюдения не засняла преступников, передает АР.

В России на аферах с картинами якобы классиков русской живописи Айвазовского, Шишкина, Киселева, Орловского, Сверчкова владельцы галереи "Русская коллекция" разбогатели на несколько миллионов долларов США. Жертвами супружеской пары из Санкт-Петербурга стал даже президент РФ Владимир Путин, из-за которого и началось расследование самой крупной аферы на российском рынке антиквариата за последние годы. Правда, официально в этом деле фигурирует лишь один потерпевший — соучредитель сети автосалонов "Элекс-полюс", коллекционирующий русскую живопись XIX века. У питерских галерейщиков он приобрел около 20 картин якобы художника-передвижника Александра Киселева по цене $100—$150 тысяч. Все полотна сопровождались экспертизой авторитетного Всероссийского художественного научного реставрационного центра им. Грабаря. Но в 2005 году к коллекционеру попал в руки каталог одного европейского аукциона, где предлагались две картины, бывшие у него в коллекции. Оба полотна фигурировали в каталоге как работы западноевропейских художников XIX века и были проданы за $5—$7 тыс. за штуку. Исследования картин бизнесмена подтвердили, что у него в доме висели подделки.

Выяснился и механизм изготовления фальшивок. Аферисты покупали картины неизвестных европейских художников XIX века, близких по манере русским авторам. Подписи авторов затем замазывались, поверх них наносились автографы русских художников, при необходимости в картины вносились изменения, связанные с особенностью пейзажа, деталей быта или костюмов персонажей.