1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №269 (2211) за 25.11.2005

В УКРАИНЕ СНЯЛИ ОЧЕРЕДНОЙ ФИЛЬМ ОБ "ОРАНЖЕВОЙ РЕВОЛЮЦИИ"

В киевском кинотеатре "Украина" прошел премьерный показ 90-минутного документального фильма об "оранжевой революции" — "День седьмой". Хронология событий семи дней ноября 2004 года перемежается комментариями оранжевых и сине-белых политиков, полевых командиров и кучмовских дипломатов, рядовых МВД, вынужденных подчиниться приказу "в ружье", и офицеров-силовиков, отдавших этот приказ. Его так и не выполнили — на седьмой день революции стало ясно, что милиция не выступит с оружием против людей на Майдане.

Название фильма подчеркивает символичность этого события в жизни Украины — Бог на седьмой день создал человека. А местами излишний пафос фильма и обстановка самой премьеры подчеркивали желание мифологизировать и залакировать события.

В то же время фильм об "оранжевой революции" призван снять напряжение в обществе и объединить всех в желании выстроить, наконец, вменяемое государство. Поэтому в кадре присутствуют не только "полевые командиры Майдана", но и обстоятельный "эсдек" Шуфрич, а открывают "День" черновые видеозаписи несостоявшегося приветствия народу Украины от несостоявшегося ее президента Януковича. Эти кадры показательны, их просто необходимо посмотреть всем — и бывшим "оранжевым", и бывшим "сине-белым".

Создатели фильма обещают, что такая возможность представится каждому украинцу — "День седьмой" собираются показать в кинотеатрах всей страны.

А первый показ истории о победе демократии устроили не на том самом Майдане, а в центральном кинотеатре, куда пригласили не всех, а только журналистов и политиков.

Среди тех, кому направили приглашения на премьеру, были Екатерина Ющенко и Юлия Тимошенко, но они не приехали. Со сцены объявили причину: "По Киеву разгуливает грипп". Вероятно, было и опасение, что премьера фильма превратится в своевременный пиар-проект, который накануне предвыборной кампании апеллирует к эмоциям одних, устанавливая некую монополию на "причастность" и звание "Стеньки Разина" для других.

Зато были другие известные "оранжевые" фамилии: Червоненко, Павленко, Шкиль, Стецькив. Фильмом заинтересовались и экс-министры иностранных дел — Зленко и Грищенко. Отрадно было видеть среди журналистской публики Оксану Билозир, которая в бытность "госпожой министершей" упорно избегала акул пера, но теперь преодолела свою неприязнь.

Интересно, что почти одновременно с виртуальным объединением Украины в кинозале "Украина", на Майдане происходило гораздо более условное объединение ключевых фигур, ассоциирующихся с переменами — Ющенко и Тимошенко. И после показа "Дня" некоторую напряженность атмосферы иллюстрировали Шкиль и Червоненко, которые в холле что-то эмоционально доказывали друг другу.

Режиссер фильма — Олесь Санин, сценарист — журналистка "5-го канала" Наталка Фицыч. Бюджет составил около 1 млн грн —деньгами помог Львовский автобусный завод.