1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №269 (2211) за 25.11.2005

УКРАИНСКИЕ ЛЕДЕНЦЫ НАБИЛИ РОССИЯНАМ ОСКОМИНУ

В Украине медленно, но верно, растут цены на кондитерские изделия. Производители, стараясь сохранить лицо, уверяют, что ничего страшного не происходит, да и грядущий год катаклизмами не грозит. Но, как нам удалось выяснить, шоколад, бисквиты и торты будут дорожать и впредь, а "подсластит" нам такое огорчение разве что небольшое удешевление карамели.

НАМ НЕ НАДО МАРМЕЛАДА, НАМ ДАВАЙТЕ ШОКОЛАДА

Начиная с 14 ноября, наши кондитеры при поставках своей продукции в Россию платят пошлину в размере 20% от таможенной стоимости (но не менее 250 евро/т) за ввоз карамели и конфет, где используется патока. За патоку, приготовленную с использованием какао, а также вареные конфеты с начинкой, взимается еще больше — 600 евро/т. Итогом таких мер станет подорожание на российском рынке украинских лакомств минимум на треть. Учитывая, что в 2004 г. Украина произвела 619 тыс т сластей, четверть которых была экспортирована как раз в Россию (данные ЗАО "Укркондитер"), возникает вопрос: куда теперь потекут "карамельные реки"?

Нашу страну "выбивают" с еще одного рынка сбыта, но для украинских потребителей (пусть это и звучит непатриотично) такой нюанс будет иметь положительный эффект. Директор по экономике и финансам компании "Киев-Конти" Дмитрий Колесник считает, что избыток карамели (он оценивается в 80 тыс т) может хлынуть на внутренний рынок и сбить цены. Если так и случится, то для любителей леденцов, ирисок и прочей "простонародной кондитерки" наступит сладкая жизнь. Но вопрос в том, будут ли брать такие конфеты. Производители в один голос утверждают, что украинцы с ростом общего благосостояния превращаются в переборчивых покупателей — народу подавай что-нибудь изысканное! В супермаркетах большинство покупателей равнодушно проходят мимо карамели, но все чаще останавливаются возле дорогой продукции. Тенденция повышения спроса на изделия премиум-класса очевидна: повсеместно увеличение объемов продаж в денежном выражении превышает рост продаж в натуральном измерении. Именно поэтому, отчитываясь о своей деятельности, украинские кондитеры предпочитают оперировать цифрами не в килограммах, а в гривнях.

Генеральный директор кондитерской корпорации Roshe Вячеслав Москалевский рассказал, что украинцы по весу съедают столько же сластей, как и раньше, но по стоимости — гораздо больше. И.о. гендиректора компании "АВК" Андрей Дикунов также поведал, что в 2005 г. увеличились объемы продаж шоколада, конфет и печенья, но упали — карамели.

Кондитеры говорят, что "выдержат" карамель, пока оптовая цена сахара не будет превышать 3,15 грн/кг. Если же он будет дорожать (а все к этому идет), то от выпуска карамели, на 30—50% состоящей из сахара, откажутся без сожаления. Об отказе от производства карамели кондитеры впервые задумались еще во время летнего "сахарного кризиса": тогда из-за дороговизны сырья ее выпуск сократился на 10%, а ряд фабрик вообще простаивал. Все сетуют на низкую рентабельность карамели (8—10%) по сравнению, например, с шоколадом (50—70%). Отчасти поэтому, а отчасти из-за заслона со стороны России, Roshe огласил планы сократить в 2006 г. производство карамели на 12 тыс т в год и на столько же нарастить выпуск бисквитной продукции.

Стало куда выгоднее производить дорогие лакомства, которые пользуются все большим спросом. Покупатель, взяв в руки роскошную коробку конфет, просто не знает, что зачастую сама упаковка бывает дороже содержимого. Ясно, что такие конфеты — "подарочный", а не повседневный, вариант, занимающий на рынке довольно ограниченную нишу. Именно поэтому самым лакомым кусочком рынка является шоколад, тем более что тут есть пространство для экспансии: если в Швейцарии ежегодно потребляют 10 кг шоколада на душу населения, то у нас — всего 2 кг. Увеличение доли шоколадной продукции хорошо заметно по статистике: если с начала года ее производство увеличилось на 17,2%, то лишь в октябре фабрики выпустили 29,5 тыс т, что на 9,2% больше, чем в сентябре! В то же время, по итогам января—октября на 5% упало производство других сластей, в основном карамели (на 10%).

ПОЧЕМУ ЦЕНЫ ВЫРАСТУТ

Производители шоколада уверяли "Сегодня", что дорожать он, скорее всего, не будет. В прошлом году беспорядки в Кот-д-Ивуаре, основном мировом поставщике какао-бобов, привели к значительному росту цен на этот продукт, и, как следствие, дороговизне шоколада. Сейчас в этой африканской стране все спокойно, и в ближайшее время некоторые какао-продукты могут даже подешеветь. Начальник отдела кондитерских изделий компании "Нестле-Украина" Павел Патира успокаивает, что в 2005-м шоколад если и подорожает, то в пределах инфляции (10—12%). Украинцы смогут наслаждаться сравнительно доступным шоколадом до тех пор, пока нулевыми останутся ставки на импорт какао-продуктов. Помимо прочего, в "Нестле" подтвердили, что снижение цен на карамель вполне вероятно.

Впрочем, оптимизм производителей вызывает сомнения. Во-первых, продолжается вялотекущее подорожание сахара и кондитеры уверены, что если эта тенденция не изменится, то цена скоро достигнет европейской — 600 евро/т, это почти на 15% выше нынешней. Кроме того, дорожают необходимые в "кондитерке" фундук и миндаль. Нам рассказали, что как только в этом году "подскочил" фундук, торты выросли в цене, а спрос на них сразу упал.

"Вскипают" цены и на молоко: с начала года оно подорожало на 25%, а Союз молочных предприятий Украины прогнозирует, что к концу года закупочные цены вырастут еще на 10—15%. Скидывать его со счетов нельзя, так как молочный шоколад в Украине популярнее черного. Кроме того, с середины октября наблюдается снижение производства муки и рост цен на нее (уже почти на 150 грн/т) из-за острой нехватки предложений на рынке продовольственной пшеницы — значит, бисквиты, торты, печенье и вафли будут дорожать. Кроме того, на носу новогодние праздники, когда спрос на сласти растет. Как показывает опыт прошлых лет, в это время особенно дорожают кондизделия с ограниченным сроком реализации — торты и рулеты. Имейте это в виду, рассчитывая праздничный бюджет.