1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №272 (2214) за 29.11.2005

ДЕ-ФАКТО И ДЕ-ЮРЕ: ЧТО ЕСТЬ, КАК БУДЕТ

Еще при прежней власти был подготовлен проект указа о создании Национального разведывательного органа. Он предполагал вычленение внешней разведки из лона СБУ (что вскоре и было сделано), передачу контрразведки в состав Минобороны, а позднее – лишение спецслужбы функций, связанных с оперативно-розыскной деятельностью, и превращение ее в сугубо информационно-аналитическую. Ожидались и реформы в разведывательных компонентах МО, Госпогранслужбы. Для координации работы хотели реанимировать созданный более десяти лет назад Комитет по разведке при президенте. По одной из версий, власть предержащие хотели заставить СБУ активнее влиять на внутреннюю политику в пред- и поствыборный периоды. Большинство наметок осталось на бумаге — выборы пошли не так, как виделось Банковой.

В августе нынешнего года к идее единого разведоргана на базе СВР, которую возглавил Николай Маломуж, и ГУР МО, куда опять вернулся Александра Галака, обратился Петр Порошенко. Он инициировал создание при Совбезе комитетов по вопросам разведки, государственной и внутренней безопасности, предлагал ввести должность директора Национальной разведки, возложив его обязанности на своего зама, а по сути замкнув контроль на себе. Объединение ветеранов разведки назвало подобную затею опасной, предупредив: политическое руководство страны может быть лишено альтернативного источника информации, что несет угрозу национальным интересам и нацбезопасности.

Порошенко тоже не успел реализовать задуманное. Его преемник Анатолий Кинах заявил, что в структуре СНБО предусмотрена служба обеспечения деятельности разведки, и комитет, существующий де-юре, начнет работать де-факто. После заседания Совбеза, где рассматривался оборонный бюджет, секретарь сообщил и о существенном усилении военной разведки за счет модернизации, оснащения современной спецтехникой и вооружением.