1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №272 (2214) за 29.11.2005

ОДНОГО ИЗ "БЕГЕМОТОВ" СЫГРАЛ... ПОМОЩНИК ЖИРИНОВСКОГО

Самый многообещающий и долгожданный российский кинопроект "Мастер и Маргарита" наконец-то выходит на телеэкраны. До премьеры, которая состоится в декабре, режиссер экранизации Владимир Бортко рассказал о съемках своего 10-серийного фильма.

Первый опыт работы с булгаковским материалом для Владимира Бортко оказался весьма успешным. Картина "Собачье сердце" (1988) с восторгом зрителей и реверансами критиков принесла ему еще Госпремию СССР и Гран-при кинофестиваля в Перудже. К экранизации главного романа Михаила Булгакова режиссер приступил со второй попытки. Проект 2000 года был свернут, даже не начавшись. И уже тогда многие усматривали в этом мистическую подоплеку. Ведь до Бортко о киноверсии "Мастера и Маргариты" мечтали и другие — Владимир Наумов, Игорь Таланкин, Элем Климов и Эльдар Рязанов, но всем что-то помешало.

Юрию Каре, единственному отечественному режиссеру, удалось в 1995 году довести работу до конца, но ее так и не увидели зрители — исчезла мастер-копия картины с бюджетом $15 млн. И все-таки Бортко свое дело сделал за два с половиной года.

Большую часть истории режиссер снимал в Крыму, а вместе с ней и финал чудесного перемещения директора театра варьете Степана Лиходеева из московской "нехорошей квартиры" к черноморскому побережью Ялты.

— Именно в Крыму нам пришлось распинать Иешуа, — говорит Владимир Владимирович. — Исполнителю этой роли Сергею Безрукову слегка не повезло, — были прохладные дни, ему пришлось раздетым висеть на кресте, а его еще обливали водой. Но такова судьба актеров: должны быть готовы к любым испытаниям. Голгофа у нас была на Сахарной голове — так называется гора, рядом с Генуэзской крепостью в Судаке. Пригодились нам и ее стены. Там мы снимали выходы из дворца Ирода, а сам дворец — в Болгарии, на софийской киностудии "Боянов", где остались американские декорации после съемок новой версии фильма "Спартак". Также подошли нам и фонтаны Ливадийского дворца, весьма похожие на те, что у Ирода.

Кроме того, в стены Генуэзской крепости компьютерщики "нарисовали" древний Иерусалим. Специально для решения этой проблемы в Израиль посылали группу с оператором, чтобы снять там музейный макет Иерусалима, — он выполнен с учетом мельчайших деталей и занимает площадь 50 кв.м. В Крыму режиссер подыскал и место смерти для Иуды. За Гефсиманский сад вполне сошел Массандровский парк. Там ночью Иуду, которого сыграл Дмитрий Нагиев, и прирезали. Актер, по словам очевидцев, выглядел в этой роли очень убедительно. Он специально на сутки прилетал из Москвы, чтобы "умереть" в Ялте. Крымский рельеф воссоздаст на экране даже картину Того света.

— Замечательные скалистые обрывы ялтинского карьера, — поясняет Бортко, — у нас будут в эпизоде, где сидит Понтий Пилат (эту роль исполнил Кирилл Лавров. — Авт.) и смотрит на луну уже через две тысячи лет. Там, где Мастера и Маргариту оставляет Воланд. Ну, и классический эпизод из романа, где действия происходят как раз в Ялте, мы, естественно, снимали здесь. Степа Лиходеев перемещается из московской квартиры и попадает на мол, видит море и там спрашивает у случайного человека: "Умоляю, скажите, какой это город?" Это мы снимали недалеко от маяка, в порту.

К месту съемок Александр Панкратов-Черный, в отличие от своего героя, из Москвы прибыл без посредничества нечистой силы — банально, — в салоне самолета. Но уже в симферопольском аэропорту с ним началось твориться неладное.

— Ничто не предвещало приключения, — рассказывает нам Александр Васильевич, — меня встретил приветливый водитель, даже сумку мою, пустую, не позволили самому нести. Сажусь в машину, говорю — поехали. И только выезжаем на шоссе — черный кот! Вальяжно, мерзавец, переходит нам дорогу. Я говорю: стоп! Водитель тормозит. Кот прошел дорогу, даже не взглянув на нас. "Я мужик суеверный, давай, постоим, подождем — пусть кто-нибудь сначала проедет", — говорю водителю. Не поверишь, стояли минут тридцать, ни одна сволочь из аэропорта не проехала в сторону Ялты. Ну, ладно, я перекрестился, поплевал через левое плечо, затылком повернулся к дороге — поехали дальше. А сам думаю: "Что-нибудь случится". И случилось! Вечером того же дня разменял $700 на ваши гривни, зашел в казино и все проиграл за 35 минут! Вот вам, пожалуйте, мистика. Я, конечно, и раньше проигрывал, но еще никогда так быстро и столько.

Во время крымской экспедиции Александр Панкратов-Черный, как и другие кинозвезды — Кирилл Лавров, Сергей Безруков и Дмитрий Нагиев — базировались в скромном ялтинском Доме творчества "Актер". Режиссер жил отдельно от съемочной группы в "Ореанде".

— С "Мастером и Маргаритой" у меня давние взаимоотношения, — вспоминает Панкратов-Черный. — Еще Элем Климов, Царствие ему Небесное, много лет назад приглашал меня на роль Бегемота. У меня черный-черный котенок жил в доме (я — кошатник), и Элем, как-то сидя у меня в гостях, сказал: "Тебя будет играть вот этот котенок. Мы ему дрессировщика наймем". Тогда он серьезно готовился к этому фильму, только сценарий пять лет писал, там Роберт де Ниро должен был играть Воланда. С американцами шли на этот счет переговоры. Но неожиданно эту тему у Климова перехватил Юрий Кара. Получилось все очень некрасиво, — вся страна знала, что Элем готовился снимать. И когда Кара запустился с картиной, он, как ни странно, пригласил меня тоже на роль Бегемота. Но я отказался по принципиальным соображениям, я был очень дружен с Элемом. Тогда же сплетни появились, что Панкратов в мистику верит и отказался от роли.

Первоначально в фильме Бортко Панкратову-Черному предложили роль Варенухи. Но он наотрез отказался. Причину отказа объяснил корреспонденту "Сегодня" так: "Там же крови много, Варенуха вампиром становится. И потом, я на баб не умею смотреть и губами причмокивать, это не в моем вкусе. Для меня женщина — есть женщина. Спустя пару недель мне позвонил Владимир Бортко и сказал, что надо забыть про вампиров и готовиться к роли директора театра Варьете. Степа Лиходеев!!! Ну, думаю, это же родной мне человек — и сразу согласился".

По признанию режиссера, наибольшие сложности у него возникли с кандидатами на роли Мастера и Маргариты. После того, как Владимир Машков предпочел голливудские контракты скромному российскому гонорару, вакансия Мастера оставалась долгое время свободной. И этот вопрос решился достаточно неожиданно в пользу Александра Галибина. Он сейчас театральный режиссер и давно отошел от активной актерской карьеры. Зрители его помнят по фильму "Трактир на Пятницкой". Столь же неожиданным оказался выбор Маргариты. Среди именитых претенденток были Ингеборга Дапкунайте и Виктория Толстоганова. И только когда режиссер увидел фотографию Анны Ковальчук ("Тайны следствия"), ему показалось, что это лицо того времени — 30-х годов.

Воплотить образ Воланда режиссер приглашал Олега Янковского, но тот от такой чести решительно отказался. А вот другой Олег — Басилашвили, отбросив все суеверия, согласился.

Уже на съемках Анну Ковальчук заставили испытывать оч-чень острые ощущения. Над ночным городом она летает на метле. Специальных курсов ей заканчивать не понадобилось, а вот некоторые акробатические этюды пришлось прорепетировать.

— Маргарита летает на веревках, — делится с "Сегодня" секретами режиссер. — Мы специально построили огромный павильон, в котором потолок, пол и стены выкрашены в зеленый. С ума сойти можно, когда туда попадаешь. Отдельно снимаются улицы города и потом они с помощью компьютера появятся вместо всего зеленого, — каким способом, я, слава Богу, не знаю. Но меня уверяют, что все будет замечательно. К подобному зрители уже привыкли, и нам надо сделать все не хуже, чем в фильмах про Гарри Поттера. Вот только у них там картина стоит свыше $100 млн, а у нас бюджет намного-много меньше.

За чудеса Воланда отвечают мастера визуальных эффектов, и среди них Петр Горшенин с товарищами, работавшими над "Ночным дозором". Им же пришлось оживлять на экране летающего борова и кота Бегемота. За такую операцию американцы запросили $3 млн.

— И нам пришлось с ними раскланяться, — констатирует режиссер. — Наши ребята взялись из расчета наших более скромных средств. Образ Бегемота очень сложный. Их у нас три совершенно разных: настоящий кот, который ходит и прыгает, еще на общих планах в специально сшитом костюме у нас лилипут — человек ростом 1 м 10 см, а на средних и крупных планах — электронная разговаривающая маска, которая управляется компьютером.

Кстати, тот самый лилипут в реальной жизни — помощник Владимира Жириновского в Государственной Думе РФ. Он занимается делам инвалидов.


КСТАТИ
Телевизионный проект Владимира Бортко "Мастер и Маргарита" состоит из 10 серий по 48 минут. Как заметил режиссер, он экранизировал книгу, поэтому и снимал практически все от первой до последней страницы. Съемочная группа, помимо Крыма, работала в Болгарии, немного в Москве (Александровский сад, дом Пашкова, Чистые пруды), и в Санкт-Петербурге (там снимали... Москву 30-х). Столицу РФ, по словам режиссера, сильно испортил "евроремонт", поэтому и трамвай с Патриарших прудов поедет по питерским путям, и голова Берлиоза, вылепленная с актера Адабашьяна, покатится по Тургеневской площади в Северной столице. Только лишь дядюшка Берлиоза — Максимилиан Андреевич Поплавский (в этой роли — Роман Карцев) — приехал именно в Москву на Киевский вокзал. Всего на съемки ушло девять месяцев и около $12 млн. И чертовщина — тьфу-тьфу — Бортко не слишком донимала. Разве что по ходу съемок Анна Ковальчук неожиданно развелась с мужем; Олег Басилашвили на полтора месяца лишился голоса перед озвучанием; и в самом начале Александр Калягин из-за инфаркта вынужден был отказаться от роли Берлиоза.