1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №275 (2217) за 02.12.2005

"УБЕРИТЕ ЭТОГО УРОДА!" —

Увы, с каждым годом в мире становится все больше детей-инвалидов. Отчасти это объясняется успехами современной медицины, которая, спасая физическую жизнь человека, не гарантирует ему психического и интеллектуального здоровья. Какие пытки приходится переживать родителям этих детей, знают только они сами. До уровня гуманности, который выработан на Западе, нам еще далеко. Вы видели когда-нибудь у нас ребенка-инвалида, который идет по улице, а ему улыбаются встречные? А припоминаете, чтобы таких людей о чем-то просили, пытаясь занять работой?

"СТАРАЮСЬ В ТРАНСПОРТЕ КРЕПКО ПРИЖИМАТЬ ДОЧКУ К СЕБЕ"

Как любила годовалая Никуся рассматривать картинки в толстом атласе по зоологии! Пальчики девочки были такие умелыми, она так внимательно рассматривала различных зверюшек, вроде видела их живыми. Но тот период продлился всего полгода — так распорядилась судьба. В полтора годика девочка заболела энцефалитом, врачи констатировали самую сложную стадию болезни. Валентина Степановна, мама Ники, не согласилась з диагнозом. Не один год она оббивала пороги известных клиник. Но чуда не случилось. У девочки практически приостановилось интеллектуальное развитие, пальчики утратили чувствительность. В пять лет она перестала ходить, в семь лет ее уже приходилось носить на руках. Нику определили в специальную школу.

— Там дочка научилась довольно понятно писать, — рассказывает Валентина Степановна, — а еще она немножко читает, считает. Я не представляю своей жизни без Ники, хотя многие меня не понимают. Не секрет, что отношение к нашим детям просто жуткое. Лично я стараюсь в транспорте крепко прижимать дочку к себе. Во-первых, для того, чтобы поддержать ее слабенькую спину. А во-вторых, для того, чтобы люди не обращали на нее внимания. А то, бывает, кто-то так вытаращится, что становится не по себе. Мысленно прошу того человека: "Отвернитесь!"

Иные родители не водят своих здоровых детей в театры, на концерты и выставки столько, сколько это делает Валентина Степановна. Первый раз они пошли в детский музыкальный театр, когда девочке было четыре года. Валентина Степановна рассказывает, что она не сильно верила в то, что дочке понравится балет. Но Ника сидела, как завороженная, а по окончании начала требовать: "Еще!" Тогда они пошли в оперу. И здесь Ника удивила мать. "Ее лицо становится таким ясным, когда слушает музыку", — замечает Валентина Степановна.

ДИПЛОМ МЕНЕДЖЕРА ДОСТАЕТ РЕДКО

Другой киевлянке Людмиле Остапенко — 23 года. Она единственный и долгожданный ребенок у родителей. Более десяти лет назад с девушкой случилась беда — после операции по удалению опухоли в спинно-мозговом канале отказали ноги. Школу она оканчивала дома. А затем, неожиданно для многих, решила поступать в вуз. Правда, теперь свой диплом менеджера-библиографа выпускница университета культуры и искусств, достает лишь иногда. Чтобы поднять себе настроение. Работу по специальности найти так и не удалось. Весь день Люда проводит у компьютера. Интернет с недавних пор — ее глаза и уши. Иногда удается что-то подзаработать — набрать текст или подкорректировать его. Но такое бывает редко.

— Когда удается выбраться на улицу, гуляю только во дворе, — рассказывает Люда. — Даже низенькая бровка — огромная проблема. Выехать куда-то транспортом вообще нереально.

С Людмилой мы встретились в столичном доме культуры "Виноградарь", где накануне дня инвалидов, для таких людей, как она, организовали встречу "Праздник человеческой души" активисты социальных центров "Перспектива". Чтобы Люда попала туда, маме и соседу пришлось на руках вынести ее в коляске на второй этаж. Хорошо еще, что дом культуры находится рядом с их домом.

"Уже полчаса отдышаться не могу, — пожаловалась нам мама. — Но довольна, дочке интересно".

Праздник действительно удался. Ни грамма помпезности или натянутости. На сцене выступали такие же люди, какие сидели в зале. Ребята из интерната для глухих так лихо выплясывали, что трудно было поверить в то, что музыку они не слышат. Не меньше аплодисментов сорвали незрячие и слабовидящие детки, которые "паровозиком", держа друг друга за руки, вышли на сцену и в три голоса исполнили несколько песен.

— Мы даже специально ездили за границу, чтобы увидеть, как там живут люди с ограниченными возможностями, — рассказал "Сегодня" председатель совета правления одного из социальных центров Георгий Дигам. — К примеру, в Голландии гостили в семье, где оба супруга — инвалиды. Когда позвонили в квартиру, дверь распахнулась и на пороге... никого не увидели. Хозяйка дома ожидала нас в гостиной. А двери, как оказалось, открывались с помощью пульта управления, расположенного на инвалидном кресле. С помощью этого приспособления, естественно, не поднимаясь с кресла, она включает телевизор, открывает балкон, включает-выключает свет, опускает кухонные шкафы... Короче кнопочек помощи не сосчитать. Супруги-инвалиды имеют право нанять двух помощников. Их работу оплачивает государство. Нам до этого еще далеко. Но мы, в свою очередь, стараемся делать все возможное, чтобы это произошло как можно быстрее.

"ЛЕТЕЛИ В ИТАЛИЮ, А ПРИЗЕМЛИЛИСЬ В ШВЕЦИИ"

Несмотря на бытующую неприязнь, наше общество все же меняется. Свидетельство тому — открывшиеся реабилитационные центры. Это выгодно для работающих родителей, которые решили не отдавать своих детей в специальные дома-интернаты.

— Как-то один наш коллега психолог сравнил рождение такого ребенка с... эмиграцией в другую страну, — рассказывает сотрудник одного из таких центров, что в Соломенском районе столицы, кандидат психологических наук Наталья Бастун. — Предположим, человек заказал билет на самолет в Италию, но он приземлился в Швеции. Оттуда уже невозможно уехать. Родителям ничего не остается, как принять этот факт. В чем состоит миссия нас, психологов? Менять в обществе стереотипы мышления. " Вы тут не ходите, не мелькайте перед глазами", — часто обращаются люди к родителям ребенка-инвалида. Можно услышать и такое: "Как посмотрю на вас, давление подскакивает". Или: "Уберите этого урода!" Общаясь с английскими коллегами, я узнала, что примерно такая ситуация в их обществе была лет 45—50 назад. Но с годами англичане стали меняться. В значительной степени благодаря ученым, которые разработали специальные обучающие методики для этих детей. Одной из них руководствуемся и мы. Наши дети развивают свои способности, многие из них с удовольствием рисуют, изготавливают изделия из соломки, слушают музыку. Если раньше за такими людьми нужен был специальный уход, то сегодня многие обучились элементарным навыкам.