1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №278 (2220) за 06.12.2005

ПИРАТЫ ПРОДАЮТ ПЛЕННИКОВ В РАБСТВО ИЛИ ОТДАЮТ КОЛДУНАМ НА СНАДОБЬЯ

Как уже писала "Сегодня", скоро на родину вернутся украинские моряки с балкера "Панагия", почти полтора месяца пробывшие в пиратском плену у берегов Сомали. За освобождение судна и заложников заплатили компания-владелец и страховщик: удалось "сторговаться" на сумме гораздо меньшей, нежели требуемые бандитами $700 тыс. Напомним, секретарь СНБО Анатолий Кинах завил, что на случай неудачных переговоров готовился захват судна специальной штурмовой группой "морских котиков". Но, хотя современные флибустьеры известны своей несговорчивостью, да и с заложниками особо не церемонятся, обошлось без силового сценария — и слава Богу, могли быть жертвы...

Человечество шагнуло в третье тысячелетие, а на морях процветает настоящий средневековый разбой.

ОКЕАН БЕСПРЕДЕЛА

На громадных пространствах мирового океана законы практически не действуют. Большинство норм международного права, регулирующих действия на море, принимает специальный орган ООН — Международная организация мореходства. Однако силовых структур, способных обеспечить контроль за их выполнением, организация не имеет, а значит, защищать морские суда не может. Национальные военные флоты отвечают за оборону государства и могут быть использованы против контрабандистов, пиратов или террористов лишь в исключительных случаях. Некоторые страны имеют также пограничные и полицейские суда, но и они в большинстве случаев проигрывают злоумышленникам, поскольку пираты, как правило, орудуют в международных водах на стыке границ разных государств. Если в нейтральных водах их начинают преследовать военные корабли одной страны, они уходят в территориальные воды другой. Из-за низкого уровня сотрудничества государств в борьбе с пиратами этот трюк чаще всего удается.

Сообщения о пиратских атаках поступают почти ежедневно. По данным Международного морского бюро (ММБ), прямой ущерб от нападений составляет $16—18 млрд в год. За последние пять лет нападениям подверглись суда более 62 стран в территориальных водах 56 стран. Пираты совершили 1228 атак, причем если прежде их добычей были почти исключительно мелкие тихоходные посудины, то ныне, плавая на скоростных катерах, вооруженные до зубов (включая крупнокалиберные пулеметы), бандиты успешно захватывают быстроходные и крупнотоннажные суда, сообщает Washington ProFile.

После нападения зачастую выясняется, что судно принадлежит владельцу из одной страны, ходит под флагом другой, а экипаж на нем — граждане третьей. В частности, моряки с "Панагии" плавали под либерийским флагом. Наибольшее число судов ходит под флагом крохотной Панамы — 4860, популярны также стяги Китая (1480), Либерии (1454), Мальты (1258), Кипра (1157) и Багамских островов (1036). Службы этих стран регистрируют суда на льготных условиях и дают им свои флаги, причем часто через иностранных посредников. Так, сборы за плавание под либерийским флагом получает фирма, зарегистрированная на Виргинских островах, камбоджийский флаг "продает" японская компания, а багамский — британская. В критических случаях подчас невозможно определить, какое государство несет ответственность за судьбу экипажа.

ЗВУКОВОЕ ОРУЖИЕ ПРОТИВ ПУЛЕМЕТОВ

Наиболее опасны азиатско-тихоокеанский регион, Карибское море, прибрежные воды Южной и Центральной Америки, Бразилии, Колумбии. Но особую "славу" снискали Гвинейский залив, Ангола, Нигерия и Сомали, расположенная на оживленном морском пути. В этой беднейшей африканской стране второе десятилетие идет гражданская война, нет правительства, способного усмирить многочисленные вооруженные группировки. Посему пираты, как правило, добиваются своего от судовладельцев. Процесс передачи денег обычно происходит в столице Могадишо, и только после этого судно может покинуть территориальные воды страны. За последние полгода у побережья Сомали зафиксировано 32 случая нападения пиратов на транзитные суда. Но, вероятно, эта цифра сильно занижена, поскольку не обо всех атаках становится известно: многие завершаются "мировой", и пираты по получении выкупа удаляются.

Кстати, пиратство в Сомали (ее уще называют "африканским рогом" из-за выступающего далеко в море мыса, который неудобно обходить) — давняя традиция. Особенно здесь свирепствовали флибустьеры после Второй мировой войны, причем три самые безжалостные группировки состояли из бывших офицеров морского отряда СС, бежавших из английского плена. Но и в наши дни нападения совершаются почти каждую неделю. Не далее как в августе этого года сотня местных разбойников захватила английский танкер, перевозивший нефть из Арабских Эмиратов. Капитан пиратов заявил, что если ему не заплатят миллион долларов, посольство Британии получит "праздничный набор" из выколотых глаз и отрезанных ушей членов команды. Все моряки, опять-таки, были гражданами Украины и России. Западным компаниям выгодно нанимать наших моряков — им можно платить в 3—4 раза меньше, а если выкуп окажется слишком велик, его можно и не дать. Между тем бандиты с пленниками обычно не церемонятся: матроса, плюнувшего в лицо предводителю, убили выстрелом в голову, долго избивали труп ногами, а потом бросили изуродованное тело за борт — на поживу акулам. В 1998 г. в тех же местах пираты напали на судно с 9 французскими моряками, запросив $300 тыс. выкупа. Франция вместо денег послала на выручку два военных корабля. В ходе спецоперации все заложники погибли.

Из недавних "подвигов" здешних "Генри Морганов" — захват мальтийского танкера "Сан-Карло", ему удалось вырваться из плена лишь через месяц. Был ли факт передачи выкупа, не разглашается, но сведущие лица уверены, что разбойники наверняка получили компенсацию. Сейчас, по данным ММБ, у берегов Сомали удерживается не менее шести торговых судов вместе с экипажами.

Самым дерзким из последних нападений стала попытка разбойников на двух быстроходных катерах взять на абордаж американский океанский круизный лайнер "Сиборн Спирит". Он, так же как и судно с нашими моряками, неосмотрительно подошел слишком близко к опасному берегу, хотя ММБ советует держаться от него на расстоянии не менее 200 морских миль. Для пиратов это был лакомый кусок, ведь на борту находились 302 туриста, в основном из США и Британии. Утром 5 ноября пассажиры проснулись от оглушительной стрельбы — пираты были вооружены автоматами и гранатометами. Однако экипаж "Сиборн Спирит" дал достойный отпор разбойникам. По счастью, корабль был оборудован системой LRAD — звуковым оружием дальнего действия. Оно воздействует на нервную систему направленной звуковой волной, невыносимой для человеческого слуха частоты. Только под действием LRAD пираты отступили.

Разработаны и другие технологии, позволяющие отбивать дерзкие нападения. Например, с помощью тока высокого напряжения, пропускаемого через внешний контур судна. Однако подобные инновации весьма дороги, и на них идут немногие судовладельцы. Иногда команды пытаются отбивать нападения с помощью водометов, но риск очень велик — в ответ пираты открывают пулеметный огонь.

УБЬЮТ? ПРОДАДУТ?

Не менее опасны также западные берега Африки вблизи Гвинеи, Либерии и Ганы. Но тамошние разбойники настолько бедны, что имеют на вооружении лишь большие ножи для рубки кокосовых орехов и тростника. Эти грабят подчистую, отдирают даже доски внутренней обшивки, а сами суда перегоняют в Сомали, где продают на черном рынке. А если за заложников не заплатят выкуп, их отдадут на нужды местных колдунов. Из кожи, роговицы глаз и внутренних органов белых людей те готовят снадобья для ритуалов черной магии. Известны случаи, когда на Мадагаскаре такое зелье продавали по $5 тыс. за флакон.

Второй опасный регион — Индонезия. Здесь уже пятьсот лет действуют около сорока пиратских кланов, в которых власть передается, как у монархов — от отца к сыну или дочери. Имено из такого клана происходила наводившая ужас на побережье Малайзии и Таиланда в 1950-х знаменитая пиратская капитанша Лили Вонг. Здешние бандиты вооружены куда солиднее, чем их африканские коллеги: автоматы, гранатометы, морские мины и даже танковые орудия. А их корабли, кустарным способом обшитые листами брони, оснащены новейшими японскими двигателями, позволяющими развивать бешеную скорость. Коммерческие суда вообще пропадают здесь, как в Бермудском треугольнике. Например, таким образом несколько лет назад исчез экипаж яхты "Элина" из 20 человек, среди которых были болгары, украинцы, русские и поляки. Захваченные суда перекрашивают и переделывают в подпольных мастерских, а после продают по бросовым ценам. Однажды в таком виде на портовом рынке узнал пропавшее судно его законный владелец. Полиция арестовала посудину и вернула ее пострадавшему. Но на следующий день его застрелили на улице: разбойники не любят, когда им мешают "заниматься бизнесом".

В южноазиатских морях отлажен строжайший рэкет: все рыбаки платят пиратам дань — пятую часть улова, а крупные судовладельцы выкладывают за пропуск своего лайнера или танкера от $5000 до 7000. Если хозяин туристического парома заплатил — все нормально, если нет — его обязательно ограбят. Можно, конечно, нанять вооруженную охрану, но это вряд ли поможет — тогда разбойники минируют пролив. И если в течение трех месяцев за пленных не поступит выкуп, их продают в рабство в отдаленные деревни.

Банды пиратов активно участвуют в операциях по перевозке контрабанды, наркотиков, оружия и нелегальных мигрантов. В конце 1990-х колумбийские наркоторговцы пытались даже построить для своих вояжей подводную лодку, а несколькими годами ранее спецслужбы США сорвали сделку по продаже им советских подлодок "малютка".