1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №280 (2222) за 08.12.2005

ХОГВАРТС ЗАПОЛОНИЛИ ШАПКИУШАНКИ

Не поленившихся перед просмотром "Кубка" перечесть одноименную книгу, будут раздражать "белые пятна" в сценарии, например, ничего не говорится о "пожирателях смерти", среди которых Люциус Малфой и его супруга Нарцисса. Изначально на роль Нарциссы планировали пригласить Николь Кидман, но та отказалась, поэтому Малфой-старший в фильме вообще остался без супруги.

В книге, перед путешествием семейки Уизли на международный чемпионат по квиддичу, папаша Рона объясняет Гарри, что порталы трансгрессии сделаны в виде предметов, не вызывающих интереса у маглов, например, старых башмаков. В фильме компания Уизли без лишних слов карабкается на гору, находит какой-то старый башмак, одновременно хватается за него и вдруг оказывается в другом месте.

Тем не менее это самая живописная сцена: камера в стиле киноавангарда 60-х движется в высокой траве вслед за путешественниками, фигуры которых пронизывающее заходящее солнце превращает в таинственные черные силуэты на фоне угасающего неба.

Явно не этих сцен опасался Британский совет по классификации фильмов, когда не рекомендовал смотреть "Кубок Огня" детям до 12-ти. Ведь именно в этой книге главный уродец Волдеморт наконец заполучил в лапы Поттера и материализуется в нечто ужасное. Но на экране разгуливает скучный, многословный, и почему-то лишенный носа мужчина средних лет, с брезгливым лицом. "Ой-боюсь-боюсь-боюсь!" — презрительно пробормочут малолетние киноманы, искушенные зрелищами ужастика "Техасская резня бензопилой".

Над другими эпизодами явно усердствовала кинобригада с опытом создания лубочных голливудских эпопей о детских годах будущих президентов США. Таким же получился у них и Поттер. Преследуемый накануне "Турнира трех волшебников" ровесниками, заподозрившими его в обмане, Гарри уже в юные годы умеет совладать с эмоциями, завоевать победу и добиться расположения толпы, которая теперь радостными возгласами одобряет каждый его шаг.

Что ж, Поттер и это предвидел — снисходительно и с чувством полного превосходства он улыбается толпе, по-отечески журит Рона, всего лишь неумного исполнителя, но при этом завистливого и амбициозного. Тому приходится раскаиваться и глупо таращить глаза.

Наверное, до предела упрощенный образ Уизли внушил в итоге отвращение самим сценаристам. Во всяком случае, на этот раз Гермиона достается не Рону, как это было в "Узнике Азкабана", а все тому же Гарри. Правда, главная симпатия Гермионы по сюжету книги на этот раз вовсе не Поттер, а некий Виктор Крам из болгарской сборной по квиддичу, но в фильме эту линию предпочли подсократить. Поэтому в киноверсии "Кубка" Грейнджер страстно шепчет Гарри о вере в его будущие победы и заученно набрасывается на него с поцелуями.

Тем временем появляются Крам и его коллеги из "болгарской сборной" — совокупное олицетворение голливудских представлений о "русских", ведь Болгария до сих пор для большинства американцев — это "где-то под Москвой". Соответственно, внешний вид заморских гостей Хогвартса: угрюмые лица, косматые брови, стрижки гопников "под ноль", солдатские сапожищи, шаровары с лампасами, косоворотки защитного цвета времен Первой мировой. Завершают костюмы, как можно догадаться, традиционные шапки-ушанки, но на этот раз без красных звездочек

А образ бородатого наставника "болгар" явно содрали с картины Репина "Иван Грозный убивает своего сына". Стоило Горбачеву затевать перестройку и разваливать СССР, чтобы спустя 20 лет американцы все так же отличали "русских" от бурых медведей исключительно по наличию шапки-ушанки?

В финальной сцене фильма отличился директор Хогвартса Альбус Дамблдор, которого сценаристы заставили выступить с пафосной речью о скорой грядущей расплате с Волдемортом и всем мировым злом в его лице. Для глубины впечатлений не хватало только "оси зла", хотя и так шевелилось желание спеть гимн США — стоя.

Заканчивается фильм тоже стандартно, в духе стандартных телесериалов об учащихся колледжа — троица друзей глупо хихикает и надеется, что "все будет лучше, не так ли?". Наверное, подразумевая следующий фильм.


КСТАТИ
"Кубок" после третьей недели проката выручил две трети затраченных на производство средств — более $200 млн, попав в пятерку фильмов с максимальными кассовыми сборами за всю историю американского проката. За такой же период первый фильм собрал $219,7 млн, второй $200,2 млн, а третий — $190,9 млн.