1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №280 (2222) за 08.12.2005

"НИКОГДА НЕ РАЗГОВАРИВАЙТЕ С НЕИЗВЕСТНЫМИ"

Самую долгожданную российскую премьеру — 10-серийный фильм Владимира Бортко "Мастер и Маргарита" — украинские телезрители все-таки увидят. 18 декабря в 21.00, помпезно обставив выгодную покупку, ее покажет "Интер".

"Голубой Огонек" не раз рассказывал своим читателям подробности съемок — напомним, что о "Мастера и Маргариту" "сточили" зубы именитые режиссеры: его пытались экранизировать Элем Климов и Владимир Наумов. В 1994 году его все-таки снял Юрий Кара, но пленка сначала затерялась в недрах студии, а потом — и вовсе пропала, оказавшись гораздо позже в руках предприимчивых бизнесменов. Фильм не показали до сих пор. Маргариту тогда сыграла Анастасия Вертинская, Воланда — Валентин Гафт, Коровьева — Александр Филиппенко, Пилата — Михаил Ульянов.

Когда над своей экранизацией раздумывал Климов, Владимиру Бортко, блестяще снявшему "Собачье сердце", предложили взяться и за "Мастера...", но он отказался, зная, что для Климова это было бы большим ударом. Кроме того, режиссер тогда понятия не имел, как сделать Кота Бегемота без компьютерных спецэффектов.

И вот Бортко, наконец, взялся за роман — и у него возникли уже другие проблемы: актеры, которых он пригласил сниматься, по очереди отказывались. Олег Янковский — от роли Воланда (якобы эта роль никому не "дается"), Евгений Миронов — от Бездомного (второго "идиота" ему не хотелось), Машков — от Мастера (у актера в то время был контракт с Голливудом. Его как раз пригласили в фильм "Миссия невыполнима-2").

Маргариту вообще искали всем миром. После долгих поисков все-таки остановились на Анне Ковальчук, игравшей роль следовательницы в сериале "Тайны следствия".

ОБНАЖАТЬ МАРГАРИТУ ИЛИ НЕТ?

Москву 30-х снимали в современном Санкт-Петербурге — именно там лучше всего сохранились старенькие улочки с домами того времени. Правда, все равно приходилось убирать автомобили, рекламные вывески, телефонные автоматы, маскировать современные витрины, устанавливать новые ларьки и афишные тумбы. Вокруг съемочной площадки свинтили урны и поставили деревянные ящики.

Самая масштабная сцена в фильме — у Патриарших прудов. В ней задействовано более 300 статистов. И всех одели по моде 1935 года. Особое внимание обратили на носки и чулки. В то время мужчины носили длинные носки, почти до колена, а женские чулочки — без современной лайкры — собирались в складочки на стопе. Стилисты искали чулки даже в антикварных магазинах.

Дольше всего раздумывали над "обнаженной Маргаритой". Сначала планировалось не раздевать Ковальчук полностью, а набросить на нее полупрозрачную мерцающую накидку. Потом от этой целомудренной идеи отказались, и в фильме Анна предстанет во всей своей красе. Мистические сцены, например, бал у Сатаны, сначала рисовались художниками-постановщиками Владимиром Светозаровым и Мариной Николаевой на компьютере — и сотни эскизов так и не получили экранное воплощение.

Премьере "Мастера и Маргариты" дали украинское "сопровождение". "Интер" покажет и документальный фильм тележурналиста Марка Греся "Никогда не разговаривай с неизвестными", повествующий о героях, памятных местах и мистических совпадениях булгаковского произведения. Вместе со съемочной группой Марк прошелся по маршруту "Киев—Москва—Иерусалим". В Москве Гресь "покопался" в документах, чтобы найти сходство между Маргаритой и женой Булгакова Еленой, черты характера которой писатель перенес в роман.


О РОМАНЕ
Александр Галибин, Мастер
Мастер — глубоко страдающий интеллигент, русский человек, переживший чудовищную эпоху. Он — человек думающий, болезненно относящийся к ситуации, в которой оказался. Роман полностью автобиографичный, на мой взгляд, немного странный тем, что он написан в форме литературного экшна, как бы это назвали современным языком, но в хорошем смысле, не в блокбастерском.
Александр Адабашьян, Берлиоз
На земле существовало сообщество людей, в жизни которых ничего не изменило появление Воланда. Единственным мелким неудобством в этом обществе стал Мастер с его романом, а все остальное замечательно: люди существуют в уже совершенно дьявольской стране. Всех посадили в грузовик и повезли в сумасшедший дом, а люди, идущие по улицам, глядя на это, думают: едет экскурсия. Страна сатанинская, поэтому дьяволу там совершенно было нечего делать! Не одно безобразие, которое они там вытворяют, не выходит за рамки того, что можно объяснить. Мастер мешает, его роман нужно убрать вместе с ним, а остальные... Берлиоз получил свое, за то, что он не верит в существование дьявола, но ему это показали так, что больше никому он осознанное объяснить не сможет.


О РОЛИ
Александр Филиппенко, Азазелло
Лет пять назад я, прогуливаясь, показывал своим друзьям памятные, любимые места из романа, а в параллельно с нами шла компашка во главе с высоким мощным мужчиной, указывающим руками на те же самые точки, что и я. Когда мы обошли Патриаршие пруды, Бортко подошел ко мне и сказал: "Коровьева ты уже сыграл. Как насчет Азазелло?" Именно так и тогда он сделал мне предложение. Я уступил Бортко ради Булгакова. Во время моей учебы, когда я играл в студенческом театре этот писатель был запрещен для нас.

Я живу рядом с Патриаршими и не могу не болеть этим произведением! Много раз я водил в тот самый дом друзей, пока не закрыли подъезд... Когда у вас в Киеве были булгаковские чтения, я выступал с чтением главы, которую мы сняли с Бортко: встреча Азазелло с Маргаритой в Александровском саду, и, конечно, я прочитал свой вариант, поскольку это было мое выступление. Я был очень доволен снятой сценой, хотя это был один из первых съемочных дней: не знаю, говорил ли что-либо об этом Бортко, может, он остался недоволен?


В РОЛЯХ
Воланд — Олег Басилашвили
Мастер — Александр Галибин
Маргарита — Анна Ковальчук
Понтий Пилат — Кирилл Лавров
Иван Бездомный — Владислав Галкин
Иешуа — Сергей Безруков
Берлиоз — Александр Адабашьян
Коровьев — Александр Абдулов
Азазелло — Филиппенко.


КСТАТИ
9 декабря в Москве на Патриарших прудах открывается фестиваль искусств "Рукописи не горят", посвященный 65-летию романа Булгакова "Мастер и Маргарита". Участвовать в фестивале пригласили поэтов и артистов, несколько театров и галерей, которые покажут на фестивале выставки, посвященные Булгакову, его быту и героям произведений.