1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №281 (2223) за 09.12.2005

ЛЮДИ ОТ ЗЛОСТИ СКРИПЕЛИ ЗУБАМИ

Вот уже неделю как киевляне могут испытать на себе новинку столичного метрополитена — бесконтактную карточку. Дабы ее ввести в обиход, чиновникам от метро немало пришлось потрудиться. Во-первых, доказать, что она выгоднее, чем магнитный проездной и жетон (это пока малоубедительно. — Авт.). Во-вторых, переоборудовать для ее применения турникеты на всех станциях столичной "подземки". И в-третьих, испытать ее на своих сотрудниках (они ездили "по бесконтакту" почти два года). С тех пор карточка видоизменилась — была красочной и яркой с видом Софийской колокольни и перроном станции, а в руки пассажиров попала сине-белой с логотипом Киевского метрополитена. Наслушавшись метрополитеновцев о ее "огромных плюсах", мы решили купить и протестировать.

"ЗАДОЛБАЛ ТЫ СВОЕЙ КАРТОЧКОЙ!"

Купить новинку решаю на станции метро "Дорогожичи". Перед этим простоял полчаса возле кассы, но увы, так и не увидел, чтобы кто-то ее приобрел. Люди покупали жетоны и только двое обзавелись проездными.

Подхожу к окошку и прошу показать мне бесконтактную карточку. Кассир удивленно перестает считать мелочь и подходит к соседнему окошку, где стоит компьютер с экраном, на котором светится: "Система АСПП Киевского метрополитена"

— Вы точно будете ее брать? — неуверенно спрашивает она.

— Конечно. А сколько стоит?

— 32 гривни. Из них 7 — за карточку, остальные 25 — на пятьдесят поездок.

Женщина вставляет карточку в компьютер и на экране высвечивается указанная сумма и информация, что карточка действительна до 2011 года.

— А много у вас берут таких "проездных"?

— Я бы не сказала. За день штук 7—8. Многие еще не знают, что это такое. Приходится объяснять.

Я начал выспрашивать, как пользоваться устройством. Да так увлекся, что и не заметил, как за спиной образовалась длинная очередь. Люди тихо роптали. Пока рассчитался за покупку, какой-то дедуля не выдержал и нервно крикнул: "Да задолбал ты со своей карточкой!" И это я еще более-менее знал, как пользоваться новинкой. Думаю, у многих покупателей уходило больше времени на выяснение нюансов. И им наверняка тоже кричали в спину ожидающие своей очереди граждане.

А У НАС ТЕХНИКА "ЗАВИСЛА"

Купленную бесконтактную карточку по привычке положил на специальное устройство на турникете. Мигом автомат "слизал" 50 копеек, известив меня, что на счету осталось 49 поездок. На экране турникета загорелся зеленый свет. И тут я вспомнил: чиновники уверяли, что новую карточку даже из сумки не надо вытаскивать. Решаю ехать на "Лукьяновскую", и там пройти через турникет, не доставая свою покупку из папки, а заодно в тамошней кассе узнать то, что здесь не успел — как пополнять счет.

Но не тут-то было. Кассир, услышав мою просьбу — добавить на карточку 10 гривен, сначала сделала круглые глаза, а затем, повертев пластик в руках и пощелкав в компьютере, заявила:

— У нас техника "зависла". Езжайте на "Золотые ворота". Там можно пополнить счет.

Видимо, для работников "подземки" новшество — тоже большая редкость, поскольку тетенька ошиблась. Возле кассы я заметил объявление о том, что пополнить счет на бесконтактных карточках можно будет только после 26 декабря. Кстати, пока я общался с кассиром, за мной опять образовалась очередь — люди от злости аж скрипели зубами. Можно представить себе, что будет твориться возле касс, когда карточки начнут продаваться массово. Если даже не будет уже множества вопросов, чтобы продать карточку, кассиру нужно прекратить продавать жетоны, отправиться с карточкой к компьютеру — проверить ее годность (процедура занимает минуты две, но и за это время уже успевает выстроиться очередь. — Авт.).

Решаю испытать "бесконтактность" карточки. Опять незадача — лукьяновский турникет не хотел открываться и бил по ногам. На восьмой попытке пройти решаю, что проще достать карточку из папки, поскольку проходящие пассажиры уже начали крутить пальцами у виска. М-да, а так хвалили "бесконтактность". Впрочем, на станции "Золотые ворота" мне удалось таки пройти, не доставая карточку. Как это сделать, мне подсказала тамошняя станционная сотрудница. Оказывается, папку или сумку, в которой лежит карточка, нужно прикладывать(!) к экрану турникета лицевой стороной, плюс ко всему помнить, в какой части сумки она лежит.

ПРОЕЗДНОЙ, ОСТАНЬСЯ...

Возьмем теперь экономический "эффект". Бесконтактная карточка рассчитана на 50 поездок и стоит 25 гривен, плюс 7 грн. за нее. Обычный магнитный проездной стоит 25 грн., только по нему можно совершать в метро и 100, и 200 поездок, а тут — лишь 50. Выгодно пользоваться карточкой разве что тем, кто, как я, редко ездит в метро. А вот людям, которым нужно в день совершить 4—6 поездок накладно — карточка может "закончиться", спустя 10 дней. Получается, единственный плюс новшества в том, что если человек заболел или уехал на месяц из города, деньги на карточке остаются, а проездной в таком случае можно просто выбросить.