1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №282 (2224) за 10.12.2005

НАШ ЖУРНАЛИСТ СТАЛ "ПОЧЕТНЫМ ДОРОЖНИКОМ"

"Мы строили, строили и, наконец, построили! Ура!" — сказал, открывая "Дом друзей", мультяшный Чебурашка. Похожий мотив звучал и в октябре минувшего года, когда руководство страны символическим золотым ключом торжественно открывало "автобан" Киев—Одесса, на деле оказавшийся лишь дорогой на четыре полосы — так называемой I категории. Где ныне пылится тот ключ — вряд ли кого-то интересует. А вот "проинспектировать", как живет сегодня трасса и те, кто ее обслуживает и хоть символически оказаться в "шкуре" дорожника, было бы неплохо. Такой случай представился благодаря Госслужбе автодорог Украины, пожелавшей показать прессе "товар лицом".

"ДОРОГА СЕРОЮ ЛЕНТОЮ ВЬЕТСЯ"

Забегая вперед, скажу, что "шкуру" — в смысле, жилетку дорожного рабочего — мне в итоге таки подарили, символически приняв в почетные дорожники. Ну что ж, перефразируя слова персонажа из известного анекдота, избранного почетным академиком, "Теперь буду по четным дорожником, а по нечетным — журналистом". А пока — шуршат по асфальту шины, мелькают за окном унылые зимние сельские пейзажи, короче, "дорога серою лентою вьется..." — мурлыкаю под нос.

Писать путёвые путевые заметки на ходу сложно, особенно на наших дорогах, причем чисто технически: от неровностей трассы рука дрожит, и буквы превращаются в непонятные каракули. Но в данном случае это на пользу: раз уж хозяева хвалят качество новой трассы, применю для его оценки своеобразный журналистский критерий — сравню свой почерк в блокноте во время езды по старой и новой дороге. Правда, для чистоты эксперимента придется не особо налегать в обед на горячительные напитки. Ведь, как известно, у человека трезвого и его же, но "выпимши", почерки сильно отличаются....

ДЛЯ КОРОВ — ПОДЗЕМНЫЙ ПЕРЕХОД

Вот и Жашков (Черкасская область), от которого начинается 219-километровый участок нового 4-полосного полотна, протянувшегося до Червонознаменки (область Одесская). До и после него четыре полосы были проложены еще в 2002 г., а двухполосный участок между упомянутыми городами стал своеобразным "тромбом", не позволявшим пропускать более 10000 автомобилей в сутки. Летом же их проходило вдвое больше, отсюда заторы, аварии. Свой "вклад" вносили и одноуровневые развязки, и сложный рельеф местности, попросту говоря, чередование затяжных подъемов и спусков, и отсутствие скотопрогонов. Теперь дорога прямая, как стрела, во многих местах для коров построены "подземные переходы" и, как нам рассказали, животные, в отличие от людей, ходят только по ним. Но не потому, что такие умные, просто так им удобнее: ведь трасса проходит по насыпи и огорожена метровым бордюром. Кстати, об Одессе: как здесь любят говорить, таки да, на новой дороге делать заметки в блокноте намного удобнее. Покрытие ровное, гладкое, буквы не прыгают, налезая одна на другую. И кофе в пластиковом стаканчике не проливается на ходу, как это было, пока ехали до Жашкова.

— Да что там кофе! — говорит коллега из Укравтодора Александр Ромасюк, сопровождавший нас в поездке. — Хочешь, для проверки поставим на капот стакан с водкой и поедем? Ни капли не прольется.

"Из водки" у меня в кармане была только фляжка с коньяком. Рисковать драгоценной влагой не хотелось, поэтому сказал, что верю на слово.

ДЭУ — А НЕ МАШИНА, СО ШНЕКОМ — А НЕ МЯСОРУБКА

Мы — на 177-м километре от Киева, где построена двухуровневая развязка. Влево уходит дорога на Черкассы, прямо — на Умань. До "столицы Гайдаматчины", в коей находится дорожно-эксплуатационный участок (ДЭУ), обеспечивающий бесперебойное движение по нескольким десяткам километров основной трассы и прилегающих к ней проселкам — 25 км. Понятно, что зимой главная задача дорожников — очистка полотна от снега и льда. Отсняв открывающуюся с путепровода панораму, едем знакомиться со снегоуборочной техникой, выстроенной полукругом во дворе ДЭУ.

— Это КДМы (комбинированные дорожные машины), — объясняет главный специалист управления научно-технической политики Сергей Рыбальченко. — ЗиЛ или КрАЗ спереди оборудован бульдозерным отвалом, вместо кузова — пескоразбрасыватель для посыпания трассы песком, смешанным с солью. Если снега навалило много или вдоль обочины стоят ограждения, мешающие сваливать снег под откос, используется более мощный роторный снегоочиститель — на базе "Урала", со шнеком, как у мясорубки. Когда такой красавец борется с заносами, смотреть — одно удовольствие: снег из-под шнека отлетает в сторону метров на 30—40.

В последнее время сильных снегопадов не было, поэтому увидеть и заснять "красавца" в работе нам не удалось. Но, возможно, еще доведется: зима только начинается. А вот в кабину грейдера и погрузчика автор этих строк забрался. На трассу меня, конечно, не выпустили: категории "В" в моих водительских правах для этого недостаточно, да и техника безопасности — прежде всего. Но поднять-опустить ковш погрузчика, которым загружают пескоразбрасыватели, позволили.

А ближе к вечеру, уже на обратном пути, когда пошел дождь вперемежку со снегом и началось обледенение, пришлось мне самому немного поработать "пескоразбрасывателем". Дело в том, что на крутые подъемы по льду никакая снегоочистительная техника въехать не может: надо помахать лопатой, посыпав дорогу песком. Поэтому для оперативной борьбы с гололедом вдоль трассы на таких участках заранее складированы кучи песка с солью. Возле одной из них уже трудилась дорожная бригада...

Там-то мне и досталась канареечная жилетка со светоотражающими катафотами, которой меня наградили за усердие. Пошутив при этом: забирай, дескать, кто теперь ношеную после тебя наденет? Ну, шутки шутками, а вещь в хозяйстве полезная. Особенно, если ночью на трассе колесо или еще что-нибудь менять придется.


ДОРОЖНАЯ ЦИФИРЬ
Характеристики трассы на участке Жашков—Червонознаменка:
— полос движения — 4;
— ширина одной полосы — 3,75 м;
— ширина обочины — 3,9 м.
Сооружено:
— мостов — 12 (960 м);
— путепроводов — 29 (1658 м);
— подземных переходов — 3 (110 м);
— транспортных развязок в разных уровнях —29;
— ограждений — 637 км.


В ТЕМУ
Строительство участка от Жашкова до Червонознаменки длиной 219 км обошлось в 3,9 млрд грн. Из них 22,5 млн (0,6%)— бюджетные, остальные взяты в кредит у "Дойчебанка" (Германия) на 10 лет под 6,8% годовых под гарантии государства. Пока погашено только 250 млн грн.
Расходы на строительство более чем вдвое превысили прогнозные. В Укравтодоре это объясняют ростом в 2003—2004 гг. стоимости дорожно-строительных материалов в среднем в 1,85 раза, зарплаты — в 1,4 раза и дополнительными работами, которые невозможно было предвидеть при разработке проекта.