1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №282 (2224) за 10.12.2005

КАК ЯРОСЛАВ ХРАМЫ СТРОИЛ И ПЛАТИЛ РАБОЧИМ СЕРЕБРОМ

Кроме своих художественных достоинств рисунок Михаила Сажина "Руины Золотых ворот" (сер. ХIХ века) еще замечателен тем, что благодаря ему, мы можем четко определить месторасположение древней Георгиевской церкви. Если продлить линию проезда в триумфальной браме по прямой, то она нам укажет на вход в Ярославову обитель. Следовательно, первым храмом, который открывался взору каждого, кто въезжал в Киев, был величественный красавец-собор, названный в честь небесного патрона великого князя — Святого великомученика Георгия Победоносца или, как его в народе называли, Юрия Змееборца.

Хотя акцент победы и был заложен в названии, создавался храм "со скрипом". Интересные подробности находим в книге Макария "История Русской Церкви" (1857): "Когда церковь начали строить, то немного было делателей. Увидев это, Ярослав призвал тиуна (управляющего, — Авт.) и спросил: "Почему мало трудящихся в церкви?" Тиун ответил: "Это дело властительское и сооружается храм на собственный счет князя, то люди боятся, чтобы за свой труд они не были лишены платы". Тогда князь повелел возить куны (деньги. — Авт.) на телегах под своды Золотых ворот и объявил людям, чтобы каждый брал себе за труд по нагате (12,5 коп. сер. — Авт.) за день. И явилось множество делателей, и церковь вскоре была закончена".

В упомянутом сказании фигурирует и такая фраза: "Освящение церкви совершено в 26 день ноября митрополитом Илларионом, то есть не прежде 1051 года". У Нестора-летописца закладка Золотых ворот, Георгиевского и Ирининского монастырей и даже Святой Софии датируется 1037 годом. А годом раньше летописец сообщает о "жестокой сече с печенегами в поле вне града, на том месте, где стоит сегодня Святая София". Так из века в век на протяжении почти тысячелетия бытует предание о сооружении Софийского собора по случаю победы киевлян над печенегами в 1036 году.

Тогда возникает вопрос: а сколько было в Киеве Софийских соборов? Ведь еще в Иоакимовской летописи (1030 г.) упоминается о том, что великая княгиня Ольга, возвратившись из Царьграда, построила в Киеве деревянную церковь Св. Софии, и иконы для храма прислал сам патриарх Константинопольский. Но загадки начинаются, когда мы говорим о творениях Ярослава Мудрого. Так, в хрониках епископа Титмара Мерзебургского, в том месте, где он сообщает о прибытии в Киев в августе 1018 года короля Болеслава и князя Святополка, читаем: "Архиепископ этого города, с мощами святых и разными другими принадлежностями благолепия почтил приход их (Болеслава и Святополка. — Авт.) в монастырь Св. Софии, который в прошлом году по несчастному случаю сгорел".

Значит в 1017 году храм еще существовал. Об этом сообщает и Новгородская летопись: "В год 1017 Ярослав иде к Брестию. И заложена бысть Святая София в Киеве". Видимо, вместо сгоревшей обители князь основывает новый монастырь. А кто же был строителем прежней? Возможно, сам Креститель Руси, хотя летописи об этом не сообщают, но есть "намек" в речи митрополита Иллариона, обращенной к "почившему в бозе" великому князю Владимиру: "Весьма добрым и верным свидетелем твоего благоверия служит сын твой Георгий-Ярослав, которого сотворил Господь преемником по тебе на престоле... Он не доконченное тобою окончил, как Соломон предприятия Давыдовы".

Не исключено, что здесь говорится о Владимире не как о строителе, а как о духовном наставнике. Тогда сгоревший во время пожара храм "поставила" княгиня Ольга, и находился он, считают исследователи, на территории Детинца.

А вот, где заложил Ярослав Мудрый в 1017 году новый собор Святой Софии, да еще и каменный, история умалчивает. Вероятно, в "поле вне града", ведь и Печерский, и Выдубицкий монастыри впоследствии были основаны за городской чертой. Но что самое интересное, знаменитая битва с печенегами в Новгородской летописи описана под 1017 годом! Тогда все сходится. А инок Нестор лишь подытожил окончание строительства всемирно известной киевской святыни.