Выпуск газеты Сегодня №282 (2224) за 10.12.2005
КАК ЯРОСЛАВ ХРАМЫ СТРОИЛ И ПЛАТИЛ РАБОЧИМ СЕРЕБРОМ
Хотя акцент победы и был заложен в названии, создавался храм "со скрипом". Интересные подробности находим в книге Макария "История Русской Церкви" (1857): "Когда церковь начали строить, то немного было делателей. Увидев это, Ярослав призвал тиуна (управляющего, — Авт.) и спросил: "Почему мало трудящихся в церкви?" Тиун ответил: "Это дело властительское и сооружается храм на собственный счет князя, то люди боятся, чтобы за свой труд они не были лишены платы". Тогда князь повелел возить куны (деньги. — Авт.) на телегах под своды Золотых ворот и объявил людям, чтобы каждый брал себе за труд по нагате (12,5 коп. сер. — Авт.) за день. И явилось множество делателей, и церковь вскоре была закончена".
В упомянутом сказании фигурирует и такая фраза: "Освящение церкви совершено в 26 день ноября митрополитом Илларионом, то есть не прежде 1051 года". У Нестора-летописца закладка Золотых ворот, Георгиевского и Ирининского монастырей и даже Святой Софии датируется 1037 годом. А годом раньше летописец сообщает о "жестокой сече с печенегами в поле вне града, на том месте, где стоит сегодня Святая София". Так из века в век на протяжении почти тысячелетия бытует предание о сооружении Софийского собора по случаю победы киевлян над печенегами в 1036 году.
Тогда возникает вопрос: а сколько было в Киеве Софийских соборов? Ведь еще в Иоакимовской летописи (1030 г.) упоминается о том, что великая княгиня Ольга, возвратившись из Царьграда, построила в Киеве деревянную церковь Св. Софии, и иконы для храма прислал сам патриарх Константинопольский. Но загадки начинаются, когда мы говорим о творениях Ярослава Мудрого. Так, в хрониках епископа Титмара Мерзебургского, в том месте, где он сообщает о прибытии в Киев в августе 1018 года короля Болеслава и князя Святополка, читаем: "Архиепископ этого города, с мощами святых и разными другими принадлежностями благолепия почтил приход их (Болеслава и Святополка. — Авт.) в монастырь Св. Софии, который в прошлом году по несчастному случаю сгорел".
Значит в 1017 году храм еще существовал. Об этом сообщает и Новгородская летопись: "В год 1017 Ярослав иде к Брестию. И заложена бысть Святая София в Киеве". Видимо, вместо сгоревшей обители князь основывает новый монастырь. А кто же был строителем прежней? Возможно, сам Креститель Руси, хотя летописи об этом не сообщают, но есть "намек" в речи митрополита Иллариона, обращенной к "почившему в бозе" великому князю Владимиру: "Весьма добрым и верным свидетелем твоего благоверия служит сын твой Георгий-Ярослав, которого сотворил Господь преемником по тебе на престоле... Он не доконченное тобою окончил, как Соломон предприятия Давыдовы".
Не исключено, что здесь говорится о Владимире не как о строителе, а как о духовном наставнике. Тогда сгоревший во время пожара храм "поставила" княгиня Ольга, и находился он, считают исследователи, на территории Детинца.
А вот, где заложил Ярослав Мудрый в 1017 году новый собор Святой Софии, да еще и каменный, история умалчивает. Вероятно, в "поле вне града", ведь и Печерский, и Выдубицкий монастыри впоследствии были основаны за городской чертой. Но что самое интересное, знаменитая битва с печенегами в Новгородской летописи описана под 1017 годом! Тогда все сходится. А инок Нестор лишь подытожил окончание строительства всемирно известной киевской святыни.