1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №283 (2225) за 12.12.2005

В ДЕТДОМЕ МНЕ ДАЛИ ИМЯ ВОСПИТАТЕЛЬНИЦЫ И ФАМИЛИЮ — РУСЛАНОВА, ЗА МОЙ ГОЛОС

Народная артистка России Нина Русланова, хорошо известная по фильмам "Афоня", "Завтра была война", "Небеса обетованные", "Цыган", "Собачье сердце", "Зимняя вишня" и многие другие, на днях отпраздновала 60-летие. За 40 лет творческой деятельности она сыграла в театре и кино около 100 ролей. Причем в ее исполнении любая эпизодическая роль воспринимается не менее значимой, чем главная.

После многократных попыток мне, наконец, удалось поздравить Нину Ивановну с днем рождения, хотя и с некоторым опозданием. Дело в том, что застать дома ее не удавалось — накануне юбилея она была занята в съемках. Несмотря на то, что, по ее словам, "не жалует журналистов", согласилась ответить на вопросы "Сегодня".

"НУ ИХ, ЕСЛИ ИМ БОЛЬШЕ НЕЧЕМ ЗАНИМАТЬСЯ, КАК МЕНЯ РАЗБИРАТЬ"

— Нина Ивановна, вы ушли из театра им. Евгения Вахтангова, проработав там 15 лет. Не страшно было?

— В те времена вахтанговская труппа была самой гениальной в Москве — гиганты, а не актеры. Даже когда не была занята в спектакле, приходила и, стоя за кулисами, смотрела, как играют Плотников, Борисова, Яковлев, Гриценко, Максакова. Но ушла из театра сама, потому что больше не выдержала. Очень много было собраний, где меня все время разбирали, мне это надоело, и я подумала: "Ну их, если больше нечем заниматься, как меня разбирать".

Позже меня пригласил Евгений Симонов, который тоже когда-то работал режиссером в Вахтанговском, но его некрасиво "ушли". И он создал театр из своего же курса. Как-то Евгений Рубенович позвонил и попросил поехать с ними на гастроли с ролью Мирчуткиной из чеховского рассказа "Юбилей". Так я стала работать в театре, который носит имя его отца, Рубена Симонова. К сожалению, когда наконец-то театру дали долгожданное помещение, здесь же на Арбате, Евгений Симонов так его и не увидел, умер.

По нынешний день работаю в театре им. Рубена Симонова. Играю в антрепризных спектаклях. Между прочим, всегда с благодарностью вспоминаю хорошую Вахтанговскую школу.

— Продолжаете сниматься в кино?

— Когда кинематограф стал выходить из простоя 90-х, окончился и для меня период забвенья. Так, в прошлом году, с моим участием вышел фильм Киры Муратовой "Настройщик", снятый на Одесской киностудии. Вначале Кира прислала мне сценарий с предложением играть роль стареющей дамы — Анны Сергеевны. Мне так понравилось! Другую даму солидного возраста должна была играть Алла Демидова. Когда же начались съемки, режиссер переставила нас, как шахматы. И попала в точку.

— На той же Одесской киностудии вы снимались в фильме "Цыган"…

— Моя Катька в этом фильме — замечательный тип женщины, смотрящей на свои несчастья со стороны. Она живет всеми фибрами своей души. Наша сцена драки с Клавдией (Кларой Лучко) — чистая импровизация — мы с ней вошли тогда "в раж". Скажу по секрету: в Будулая (Михая Волонтира) все женщины съемочной группы были влюблены.

— Соглашаетесь на любые роли?

— Не люблю мрачных историй и всегда от них отказываюсь. Ка-те-го-рически! Хотя…последнее время играю пожилых женщин, и, как правило, с нелегкой судьбой. Самое сложное в актерской профессии — оставаться собой, кого бы ни приходилось играть.

— Вы снимались в фильмах известных режиссеров: Эльдара Рязанова, Владимира Бортко, Игоря Масленникова, Киры Муратовой и др. Как с ними работалось?

— У Рязанова в "Небесах обетованных" у меня маленький эпизод, который снимался всего два дня. Эту роль должна была играть другая актриса, но она почему-то отказалась, и я — на подхвате. У меня и в театре Вахтангова тоже так было. За 15 лет работы, может, наберется пять репетируемых ролей, все остальное — вводы. У Бортко в "Собачьем сердце" я играю Дарью. Роль не главная, но она создает фон, помогает показать быт профессора Преображенского. Кира Муратова — мой любимый режиссер. Свой творческий путь я начала с ее легкой руки. В далеком 1967 году она предложила мне, студентке 2-го курса Щукинского училища, роль Надежды в фильме "Короткие встречи". Нам, студентам младших курсов, сниматься не разрешали, но т.к. послушной я никогда не была, то запрет нарушила. Потом сыграла у этого режиссера в пяти картинах.

— Она всегда довольна вашей работой?

— Не знаю. Я всегда стараюсь выполнять все ее указания. Кира Георгиевна — единственный человек, перед которым я преклоняюсь. Ее улыбка, одобрительный взгляд, для меня дороже всяческих похвал.

РЕЗКОСТЬ, ИЗ-ЗА КОТОРОЙ ПРИХОДИЛОСЬ МЕНЯТЬ ВСЮ ЖИЗНЬ

— Вы приехали со съемок в Одессе?

— Снималась в фильме с рабочим названием "У реки" молодого украинского режиссера Евы Нейман. Фильм поставлен по мотивам рассказов Фридриха Горинштейна "Старушки". В основе сюжета — описание одного длинного дня в жизни двух очень старых женщин — матери и дочери. Мать играет Марина Полицеймако — актриса театра на Таганке, жена Семена Фарады. Я — в роли ее дочери. По сюжету в нашей жизни уже давно ничего не происходило, и однажды мы вышли из дома и отправились к реке. Вся трагедия в том, что это, скорее всего, последняя наша совместная прогулка… Большая часть съемок проходила в Одессе, а вот натурные съемки были в Бердичеве на берегу реки Гнилая Пядь, и на реке Южный Буг под Винницей.

Между прочим, Еве покровительствует Кира Георгиевна. Все мы — творческая группа, очень хотим, чтобы фильм получился, т.к. наша Ева талантливая девочка.

— Из актрис старшего поколения вы наиболее востребованы. Как думаете, почему?

— Наверное, так уж сошлись звезды… Правда, раньше режиссеры приглашали меня на главные роли, а сегодня больше на эпизодические.

— Я где-то прочитала, что "все героини Нины Ивановны такие же прямолинейные и бесхитростные, как она сама. Иногда они резкие, чаще справедливые, может быть немного скандальные, но, безусловно, порядочные". Вы согласны с этим мнением?

— В какой-то мере… Во всяком случае, из-за своей прямолинейности и резкости неоднократно попадала в ситуации из-за которых приходилось менять всю жизнь. Так, проработав 15 лет в театре им. Евгения Вахтангова, я ушла "в никуда". Одна с дочкой, без денег, работы. Я даже как-то решила в сердцах больше не играть. Но неожиданно помог случай: режиссер Масленников предложил роль Ларисы, подруги главной героини, в фильме "Зимняя вишня". Работа над ролью захватила меня, и в ней я как бы заново проживала свою жизнь.

— В роли Ларисы вы однажды произнесли тост: "За нашу бабью непотопляемость. Мужики приходят и уходят, а мы остаемся, и наши дети с нами". Прозвучало это как личная жизненная установка…

— Этот эпизод не помню. Но о "бабьей непотопляемость" и детях — это, пожалуй, о моей жизни. В "Зимней вишне" — мы втроем — Елена Сафонова, Лариса Удовиченко и я здорово дополняли друг друга, потому что очень разные.

— В "Зимней вишне-3" вы лихо ездите на автомобиле. Учились на курсах водителей?

— Никогда до этого за руль автомобиля не садилась. Продемонстрировала "мастерскую" езду на автомобиле, который возили на буксире…

— Вы производите впечатление очень благополучного человека. Это так?

— Моя жизнь, как у нас всех, "в полосочку": черная, белая, как у зебры. В 90-х очень широкой была черная полоса — период вынужденного простоя. Ведь самое страшное — ощущение ненужности в своей профессии. Сейчас вроде бы шире белая — работа есть.

— Бывая на съемках в Украине, не хотелось ли наведаться в Харьков — город вашей юности, в городок Богодухов, где прошло детство?

— В Харькове бывала неоднократно. В Богодухов не ездила — нет особо светлых воспоминаний о прошедшем детстве. Как я туда попала, история умалчивает. Знаю только, что в декабре 1945 года у порога детского дома маленького украинского городка воспитательница нашла меня — кричащую, полузамерзшую. Меня выходили и дали имя нашедшей воспитательницы и фамилию — Русланова за громкий голос (Лидия Русланова — исполнительница русских народных песен, в то время очень популярная). Однажды воспитательница, глядя на меня — белокурую, голубоглазую, при детях с усмешкой сказала: "Что-то ты на немку очень похожа…" С тех пор, когда меня хотели обидеть, называли "нимкеней" и нещадно били. В ответ я с криком бросалась в драку. Из-за этого побывала в шести детдомах. После окончания семилетки направили учиться в строительное профтехучилище. Работала штукатуром, маляром. Потом, окончив заочно десятилетку, решила поступать в вуз, чтобы, как у нас говорили в детском доме, "выбиться в люди". Мечтала стать геологом, но слабо разбиралась в химии и физике. Случайно увидев объявление о наборе в Харьковский театральный институт, решила поступать туда. Надо сказать, что я в детдоме считалась талантливым ребенком: читала стихи, танцевала, пела. Дошла до третьего тура, и меня не приняли. А еще сказали, что у меня хриплый голос. Действительно, он был таким — работая штукатуром, я весь день проводила на улице.

Чтобы узнать, как делается кино, решила пойти работать на кинокопировальную фабрику. И действительно, увидела много фильмов, поняла технологию. Но потеряла зрение, потому что все время работала при инфокрасном свете и часто в ночную смену.

В следующем году я таки поступила. В Харькове я проучилась два курса у замечательного, просто удивительного педагога Трофима Ольховского. И когда после первого семестра меня собирались отчислить за "профнепригодность", он единственный из преподавателей был против и стал заниматься только со мной. В конце года, благодаря ему, я так показала два отрывка на русском и украинском, что все сказали, что я могу быть актрисой, а мой учитель — просто гениальный. К третьему курсу на мне был почти весь курсовой репертуар. Потом, узнав о недоборе мальчиков в Щукинское училище, отправилась в Москву. Заявила в приемной комиссии: "Согласна исполнять мужские роли". Меня приняли… на роли девушек. Труднее всего оказалось избавиться от акцента, ночами работала над речью... в душевой общежития. По окончанию училища (в 1969 году) получила направление в театр им. Вахтангова. Туда из нашего большого талантливого курса взяли только меня и Сашу Кайдановского.

— Что из созданного вами считаете самым лучшим?

— Свою дочь. Ее настоящее имя Ольга. Но я называю ее Олесей. Она мой единственный и самый надежный друг. В детстве Олеся снималась со мной во многих фильмах и довольно успешно справлялась со своей задачей, но актрисой становиться не хочет, несмотря на то, что обладает привлекательной внешностью и врожденным талантом. Очень жаль, что у меня она только одна. Была бы моя жизнь легче, нарожала бы кучу детишек. Теперь приходится рассчитывать только на Олесю — одарит меня внуками, порадует маму.