1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №284 (2226) за 13.12.2005

ВЛАСТИ ПЛАНИРУЮТ СОЗДАТЬ СЕТЬ КОММУНАЛЬНЫХ МАГАЗИНОВ И ЛАРЬКОВ

Киевские власти решили создать в городе целую сеть коммунальных продуктовых магазинов и ларьков. Причем первый такой гастроном в центре столицы мэр Александр Омельченко требует открыть уже до нового года. Вообще же программа развития продовольственной сети в границах пешеходной доступности рассчитана на несколько лет. Сейчас город и районы работают над поиском свободных помещений под продмаги. В тех же микрорайонах Киева, где таковых не окажется, чиновники намерены поставить павильоны и ларьки. По мнению власть имущих, "фишка" коммунальных торговых точек в том, что город сможет влиять на формирование в них ассортимента товаров и ценообразование. Кроме того, в столице, по мнению чиновников, катастрофически не хватает небольших продуктовых магазинов.

КУДА ИСЧЕЗЛИ ГАСТРОНОМЫ?

"Продуктовый, где всю жизнь хлеб-молоко покупали, превратился в парикмахерскую, а в овощном теперь очередной "генделык", — то и дело жалуются нам дозвонившиеся киевляне. И действительно: открытые еще при Союзе гастрономы и молочные исчезают буквально на глазах, а на их месте открываются куда более прибыльные игровые заведения, элитные бутики и дорогие салоны. Причина происходящего — банальна. После проведения в 1994—1997 годах малой приватизации началось перепрофилирование предприятий продторговли, которое зачастую проходит в городе незаконно, ведь новый собственник имеет право изменить специализацию приватизированного объекта лишь через пять лет, а не на следующий день.

— Сегодня райуправления коммунальной собственности, горуправление имущества попросту не контролируют соблюдение условий приватизаций, что чревато разрушением инфраструктуры торговой сети, которая в свое время формировалась на научно обоснованных нормах, — считает Василий Щербенко, начальник ГУ по вопросам торговли и рынков КГГА. — Яркий пример "перекосов", к которым приводит эта бесконтрольность, — исчезновение более двух с половиной десятков магазинов на Крещатике и прилегающим к нему улицам.

Отсутствие гастрономов на расстоянии пешеходной доступности наблюдается и на новых жилмассивах, где возведение жилья почему-то не сопровождается созданием социальной инфраструктуры.

Более того, в Киеве нет перспективного плана строительства предприятий торговли, практически отсутствуют финансовые источники их создания. Спросите, а как же популярные ныне супермаркеты? По мнению г-на Щербенко, открытием супермаркетов (коих в городе уже 109) проблему не решить — необходимо создавать широкую сеть небольших магазинчиков.

КОГДА ЗАРАБОТАЕТ КОММУНАЛЬНАЯ ТОРГОВАЯ СЕТЬ?

Вернуть исчезнувшие гастрономы практически невозможно, но предотвратить дальнейшее закрытие существующих продточек реально. Власти столицы намерены обратиться к правительству и Верховной Раде с предложением внести изменения в законодательную базу о приватизации, чтобы обеспечить сохранение специализации продмагазинов при смене их собственности. Также в КГГА обещает рассмотреть "Программу развития продовольственной сети в границах пешеходной доступности на 2006—2010 годы".

— Если нам удастся сделать такую сеть магазинов, которые будут находиться в коммунальной собственности города или районов, то таким образом мы сможем влиять на формирование ассортимента товаров и на цены, — говорит Василий Щербенко.

Вот только о сроках появиления такой сети пока никто сказать не может. Несмотря на то, что первый такой коммунальный гастроном в центре Киева мэр столицы требует открыть до нового год, его зам Николай Георгиевский слабо верит в реализацию требования. По его мнению, до нового года можно разве что определить места для установки малых архитектурных форм (киосков, павильонов, вагончиков), в которых будет вестись торговля продтоварами. А прежде чем говорить непосредственно об открытии магазинов, необходимо сначала заказать разработку типовых проектов этих самых киосков и их изготовление.

— Цена вопроса — 3 миллиона долларов или 15 миллионов гривен, — заявил г-н Георгиевский. — Причем по самым скромным подсчетам. Ведь в среднем для обеспечения пешеходной доступности таких минипродмагов понадобится около 300 киосков, а стоимость изготовления простейшего павильона — не ниже 10 тысяч долларов.

ОБЕЩАЮТ ЗАВЛЕКАТЬ ЦЕНАМИ

Словом, создание сети коммунальных гастрономов обойдется горбюджету в кругленькую сумму. Правда, как обещает Георгиевский, цены в этих магазинах будут доступными — по крайней мере, соблюдение приемлемого уровня стоимости продукции должно стать одним из главных условий при проведении конкурса на право аренды коммунальных торгточек (грубо говоря, заключая договор об аренде того же павильона, его собственник (город или район) сможет "торговаться" с товаропроизводителем, снижая таким образом цены на его продукцию: если товаропроизводитель не захочет принимать условия города, помещения для торговли ему не видать).

Другой вопрос — насколько привлекательным будет такое предложение для предпринимателей. Ведь именно нежелание "делать бизнес" на торговле хлебом-молоком и привело к тому, что новые собственники приватизированных гастрономов переделывают их в модные бутики и кафешки.

То есть, идею с созданием сети коммунальных магазинов и ларьков можно уже сейчас поставить под сомнение. Интереса ради, мы вышли на улицы столицы и спросили у 15 прохожих: нужны ли коммунальные магазины народу? Практически все ответили "да" — если товары в них будут дешевле чем в супермаркетах. По-другому люди не хотят, поскольку отовариваются там, где дешевле, и за дешевым готовы ездить хоть в другой конец города.

"ФОРУ ДАДИМ ЛЮБОМУ ГАСТРОНОМУ"

А что думают по этому поводу в крупных супермаркетах? Не боятся ли конкуренции коммунальщиков?

В администрации одного из таких магазинов-гигантов нам заявили, что маленькие торгточки им — не конкуренты, дескать, глобально на посещаемость супермаркета они не повлияют. Схожее мнение и у руководства другой торговой сети, мол, супермаркеты будут популярны всегда, поскольку разнообразие ассортимента товаров в них даст фору любому гастроному. Так что городу сначала нужно прикинуть, сможет ли он создать сеть продажи по-настоящему недорогой продукции, а не считать, во сколько обойдется установка ларьков.


ИСТОРИЯ ВОПРОСА
За последнее десятилетие Киев лишился 242 гастрономов, а овощных магазинов не осталось вообще, хотя еще 10 лет назад их было почти три сотни. Интенсивнее всего небольшие магазины исчезали в Шевченковском районе — здесь перепрофилированы 60 гастрономов. В Соломенском исчезли 52 точки продторговли. В Голосеевском изменили специализацию 34 продуктовых магазина, в Днепровском районе — 26, а в Подольском — 24.