1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №285 (2227) за 14.12.2005

ДОМА ИЗ КАРТОННЫХ ЯЩИКОВ

Завтра Верховная Рада должна рассмотреть во втором чтении законопроект о жилищном фонде социального назначения, который должен сдвинуть с места проблему обеспечения в обозримом будущем дешевыми квартирами всех нуждающихся в них малоимущих. Напомним: к декабрю с.г. в Украине должна была появиться соответствующая госпрограмма "Социальное жилье". Увы, она оказалась "недоношенной" и зависла на неопределенный срок.

Посмотрим, что нам собираются предложить в обоих документах. По одобренной Кабмином концепции госпрограммы, она рассчитана на 10 лет: с 2006 по 2015-й, и призвана решать жилищные проблемы тех, чей ежемесячный доход на каждого члена семьи не превышает среднего прожиточного минимума (423 грн.). Таковых, как сказано в распоряжении Кабмина N384-р от 3 сентября с. г., в Украине свыше 76% населения, но реальных кандидатов, то есть тех, кто стоит в квартирной очереди — 2,5 млн чел. Эти люди, исходя из уровня их доходов, и могут претендовать на "дармовое" жилье. Но в собственность новоселов эти квартиры не перейдут, в них можно будет только проживать — как сказано в упомянутом законопроекте, "безвозмездно или за доступную плату" (что такое "доступная плата", нам не смогли разъяснить даже чиновники, разрабатывавшие документы. — Авт.).

В то же время, санитарно-гигиенические требования, предъявляемые к такому жилью, достаточно высоки: не допускается заселение одной комнаты детьми разного пола, а достигшими совершеннолетия — только по их согласию. Выходит в среднем 54 кв. м общей площади на семью из трех человек. Чтобы выполнить намеченное, нужно за 10 лет построить почти 24 млн кв. м жилья, или по 2,4 млн кв. м ежегодно. Сейчас в Украине строится около 8 млн кв. м в год, из которых очередникам достается в лучшем случае 5—6% (квартира — приблизительно одному из ста). Значит, для выполнения программы "Социальное жилье" к 2016 году, темпы строительства дешевого жилья должны вырасти в 9—10 раз. Технически это возможно, считает начальник управления Минстроя Тамара Шарапова, ведь в былые годы строили и больше, а мощности сохранились.

Но возникает вопрос: кто будет платить строителям за возведение квартир, которые должны бесплатно достаться малоимущим? Планируется, что государство и инвесторы. По предварительным расчетам, сделанным в начале года специалистами (тогда еще Госстроя), на строительство 24 млн кв. м социального жилья за 10 лет понадобится 49 млрд грн., или 4,9 млрд грн. ежегодно, исходя из средней стоимости кв. метра в 2042 грн. по состоянию на 1 мая 2005 г. Но уже к декабрю цена 1 кв. м практически удвоилась из-за выросших цен на стройматериалы, электроэнергию, горючее и т. д., а также увеличившейся зарплаты строителей. О том, какими будут цены через несколько лет, остается только гадать, но то, что они не снизятся, очевидно. Вполне вероятно, что лет через 5—7, вложив 4000 грн. в один "квадрат", можно будет построить дом разве что, образно говоря, из картонных ящиков. А если сейчас заложить в госпрограмму 98 млрд грн. на социальное жилье, получится неподъемная для бюджета цифра. Что касается инвесторов, то вряд ли они согласятся заниматься благотворительностью. Ведь инвестиция предполагает вложение капитала с целью получения ПРИБЫЛИ. А какая может быть прибыль от БЕСПЛАТНОЙ раздачи квартир?

Сотрудник бюджетного департамента Минфина Алла Габрийчук, участвовавшая в разработке госпрограммы, сообщила, что на данном этапе создать реальную для воплощения программу невозможно, поскольку в концепции содержится ряд противоречий: не определено на законодательном уровне понятие "социальное жилье" (ведь закон могут и не принять), а также категории граждан, которые имеют право на его получение, условия его получения, конкретные источники финансирования строительства такого жилья. Все это должно быть прописано в законе о жилфонде социального назначения и не менее чем за 6 месяцев до принятие госбюджета в него "забито".

Становится ясным: в 2006 году эта программа работать не начнет. В то же время непонятно, нужно ли нам вообще строительство "хрущевок-2", коими вполне могут оказаться квартиры в построенном по дешевке так называемом соцжилье? Может быть, лучше озаботиться переселением — естественно, с их согласия — обитателей нынешних "хрущевок" в новые квартиры, а освободившиеся "хрущобы", техническое состояние которых позволяет это сделать, подремонтировать и использовать как соцжилье? Конечно, не бесплатно: государство выкупит у хозяина старую квартиру по справедливой цене, а взамен предоставит новую, современную, но с доплатой. А если денег у человека не хватит, выделит ему кредит под залог "квадратных метров". Иначе пройдет пару десятков лет, и мы столкнемся с новой проблемой: куда переселять обитателей разваливающегося соцжилья? Ведь поговорку о дешевой рыбке и ухе из нее народ не зря придумал...


КОГО ХОТЯТ ОСЧАСТЛИВИТЬ
Проект программы "Социальное жилье" предусматривает обеспечение жильем:
граждан, стоящих в очереди на улучшение жилищных условий в соответствии с законодательством;
среднемесячный доход которых за предыдущий год в расчете на одного члена семьи не превышает прожиточного минимума и стоимости найма жилья в данном населенном пункте;
тех, для кого социальное жилье является единственно возможным местом проживания.
Оно не может предоставляться иностранцам и лицам без гражданства.