1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №288 (2230) за 17.12.2005

"ЕСЛИ УДАСТСЯ СОЗДАТЬ ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ, ЛЮДИ БУДУТ ПОКЛОНЯТЬСЯ ЕМУ, КАК ИДОЛУ"

Роберт Шекли приезжал в Харьков в апреле по приглашению клуба любителей фантастики "Контакт" Харьковского национального университета — инициатора ежегодного международного фестиваля "Звездный мост". В одной из аудиторий 23 апреля и состоялась встреча студентов и преподавателей с любимым писателем. Шекли серьезно простудился, однако, несмотря на кашель, настоял на том, чтобы все-таки встретиться с читателями. Это интервью — одно из последних в жизни знаменитого писателя.

— Для меня фантастика — это очень серьезное дело. Серьезная литература. Я хочу таким образом подарить читателям то, что чувствую. Писать — это именно то, что мне больше всего нравилось в жизни делать, — говорит о себе Шекли, — И я считаю, что написал несколько вполне приличных романов. Дело еще, наверное, в том, что для меня гораздо проще мечтать и выдумывать, чем жить в реальном мире.

По мне, так человечество движется не совсем в ту сторону, куда нужно, — объясняет Шекли вечные метания людей из стороны в сторону и "перебрасывание" одних и тех же проблем из века в век, — Соответственно, вряд ли проблемы будут решены, скорее, возникнут новые. Может быть, человечество исправится, если послушается моих советов.

— Как вы думаете, будет ли создан искусственный разум?

— Трудно сказать. Но если нам все-таки удастся создать искусственный интеллект, есть вероятность, что люди будут обожествлять его и поклоняться ему, как идолу.

— Кого из писателей вы могли бы назвать любимыми?

— Начнем с Гомера. Потом Монтень, Шекспир. Из более современных — Фриц Лейбер. Из фантастов — Айзек Азимов, Хайнлайн, Филипп Дик. Из американских писателей-юмористов — О'Генри и Марк Твен. И мне очень нравится "Мастер и Маргарита" Булгакова.

— Какие предсказания фантастики могут сбыться, на ваш взгляд, в XXI веке?

— Чаще всего реальность идет дальше и другими путями, чем фантазия или даже научный прогноз. Фантастика не смогла, например, предсказать интернет или мобильные телефоны. Забавно смотреть старые фантастические фильмы, где люди путешествуют по Галактике, но пользуются кабельными телефонами.

— И все-таки, какую из ваших вещей вы считаете провидческой?

— "Обмен разумов".

— Нравятся ли вам фильмы, поставленные по вашим произведениям?

— Мне нравится только "Десятая жертва" с Марчелло Мастрояни.

— Почему, в отличие от многих писателей-фантастов, вы предпочитаете писать не романы, а рассказы?

— Рассказ можно написать куда быстрее, чем роман. Кроме того, я полагаю, что обладаю естественной склонностью к этому жанру. Всего я написал несколько сот историй, по крайней мере, двести или триста.

— Невзирая на то, что ваш любимый Гомер сочинял только очень длинные истории?

— Это просто сведений о его рассказах не сохранилось...

— Должен ли писатель думать о своих читателях?

— Вряд ли. По крайней мере, я пишу то, что интересно мне. О вещах, которые меня самого занимают и развлекают. Правда, стараюсь сделать свои тексты легко читаемыми. И еще — писать на хорошем английском языке.

— У нас очень популярен ваш цикл рассказов о Грегори и Арнольде, двух пройдохах, вечно попадающих в какие-то нелепые и смешные истории. Как появились эти персонажи?

— Это были рассказы о "приключениях мысли". Я просто помещал своих героев в глупое положение, а уж как они там будут выпутываться, считал их собственными проблемами. В то время мне очень легко писалось... Да, сейчас я вряд ли смог бы сделать нечто похожее.

— Вы романтик?

— Сложно сказать. У меня, конечно, было, что сказать о романтике, особенно в ранних рассказах. Уж не знаю, делало это меня романтиком или же, скорее, комментатором романтизма.

— Как вы считаете, вы изменили что-то в этом мире?

— На этот вопрос должен ответить кто-то другой, не я. Никогда и не думал что-либо менять. У меня никогда не было власти или силы что-то изменить. Я должен был поступать правильно в своей жизни, когда это было возможно. А когда не было выбора, получалось то, что получалось. Вот и все.

— И все-таки некоторые писатели считают, что у них есть некая миссия в этом мире.

— Да, есть писатели, которые видят себя проповедниками. Пожалуй, я бы тоже хотел быть проповедником, но... Совсем незаметным. В таком случае писать фантастику — это наилучшее занятие.

— В фантастике, как правило, главные герои, движущие сюжет, это — мужчины. Появятся ли в ваших книгах героини-женщины?

— Как раз в следующей книге, которую я напишу в соавторстве, главным героем будет женщина (эту книгу в соавторстве с Роберто Квалья фантаст написать так и не успел. — Ред.).

— Каковы ваши дальнейшие планы?

— Вы знаете, я всегда предпочитал не распространяться о своих планах. Чтобы не сглазить. Извините, но так поступлю и сейчас.


СМЫСЛ ЖИЗНИ
Роберт Шекли, фантаст
Человек приходит в этот мир для того, чтобы разочароваться. Хотя, наверное, я не так выразился — здесь подходит более емкое слово. А в жизни человеком управляют всего несколько эмоций: желание быть любимым и безопасность, только и всего.


МНЕНИЕ
Александр Михилев, профессор
Во времена СССР фантастика как жанр литературы игнорировался в принципе. Были только какие-то отдельные исследования, но они касались узкого круга писателей. На Западе литературоведы занимались научной фантастикой гораздо больше. Более того, во многих американских технических, инженерных университетах и колледжах читался спецкурс научной фантастики, исходя из тех соображений, что она развивает мышление и воображение. Для филологов нашей страны научная фантастика и по сию пору — terra icogita. Она до сих пор считается "несерьезным жанром" и не вводится в учебники по истории литературы, хотя разрабатывает серьезную проблематику.
Роберт Шекли привнес в научную фантастику то, чего ей раньше не хватало — сатирико-юмористический взгляд на изображаемые события. Благодаря этому жанр заиграл новыми красками, еще больше приблизился к читателю и вписался в контекст мировой литературы XX века, для которой очень характерно сатирико-юмористическое начало.