1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №289 (2231) за 19.12.2005

ПОСЕДЕВШЕГО МИХАЛКОВА НЕ УЗНАЛИ УКРАИНСКИЕ КИНОМАНЫ

Самый востребованный украинский актер Богдан Ступка решил, образно говоря, воспользоваться своим служебным положением и затеял культурную акцию "Киновернисаж. Богдан Ступка приглашает друзей". На пресс-конференции в кинотеатре "Жовтень" журналисты могли лицезреть сидящих в один ряд режиссеров Никиту Михалкова, Станислава Говорухина, Павла Чухрая, Тиграна Кеосаяна и, естественно, самого Ступку, восседающего по центру. Гвоздем программы, тем не менее, был Михалков — несколькими часами ранее глава Верховной Рады вручил ему Почетную грамоту за особенные заслуги перед украинским народом и Никита Сергеевич не скрывал своего легкого недоумения по этому поводу.

— В грамоте написано, что она мне вручена за заслуги перед украинским народом — судя по всему, это очень серьезный аванс. — делал осторожные предположения Михалков. — Я пытался понять, в чем же моя заслуга? Я так думаю, это относится к тем временам, когда народ был советским.

Михалков неустанно осыпал комплиментами краснеющего Ступку, но сказал при этом несколько неожиданных вещей.

— Я думаю, что Богдану Ступке трудно жить в Украине. Зависть славянская — она как паровая машина, может двигать в ад, а может наоборот, к свершениям. Ступка — реально крупнейший актер, по крайней мере сегодняшнего дня, который обладает всем необходимым арсеналом, чтобы сделать все, что ему захочется. Есть актеры, которые фактурой навсегда приговорены играть конкретные роли: трудно, например, представить покойного Савелия Крамарова играющим Бориса Годунова. Но я совершенно убежден, что те роли, которые играл Крамаров, мог бы играть Ступка. Другой разговор, насколько отвлекает его от этого любимого дела все остальное — необходимость защищаться, вычислять, кто говорит правду, а кто нет. Поэтому мой приезд сюда связан только с тем, что... Мне приятно на него смотреть! Я естественной ориентации, уверяю вас, но мне, повторюсь, приятно на него смотреть — в нем есть мощь, определенность и в то же время та ртутность, которая позволяет ему быть любым.

Официальное общение с журналистами получилось очень непродолжительным — оно проходило в малом зале кинотеатра, где вот-вот должен был начаться показ очередного голливудского блокбастера "Кинг-Конг". По этому поводу произошел довольно неприятный казус: после окончания пресс-конференции журналисты обступили Михалкова, а киноманы, возмущенные задержкой сеанса, и, видимо, не узнававшие патриарха российского кино, при этом нетерпеливо свистели, улюлюкали и требовали убраться с глаз долой пишущую братию и "примкнувшего" к ней Михалкова. В итоге журналисты и Никита Сергеевич переместились в фойе — под издевательские аплодисменты . Михалкова действительно можно было не узнать: он совсем поседел, а его некогда черные как сажа усища приобрели бледно-желтый оттенок.

На вопросы "Сегодня" Михалков сначала отвечал ровным, как у ведущего новостей голосом, но потом разошелся и на глазах стал превращаться в Михалкова-актера.

— Вы часто говорите о "кризисе европейского кино". Что вас раздражает в современном кинематографе?

— Клиповое мышление.

— Говоря о продолжении "Утомленных солнцем" — вам было так тяжело поставить точку в этой истории? (напомним, что сейчас Михалков всего себя посвятил "Утомленным солнцем-2", где главную героиню играет его уже взрослая дочь Надя).

— Нет. Там просто есть некая "фора", которой нет у других — одно дело, когда в одном фильме актрисе 21 год, а в следующем она играет того же человека и ей З2 года, а совсем другой случай 7 и 19 лет, как у нас. Поэтому "флешбеки" (в продолжении фильма использован прием возврата назад, в первую часть. — Авт.) должны быть довольно сильным оружием в этой картине. А кроме того, мне хотелось рассказать о войне тем языком, который был бы, в общем, новым — с учетом того, что старшее поколение получило свое кино о войне. Мне бы хотелось, чтобы молодые наши зрители немножко усомнились, посмотрев "Солдата Райана", что войну выиграли американские союзники.

— Как вы считаете, ваше имя мешает адекватной оценке вашего творчества публикой?

— А разве мое имя пришло из нефтяной промышленности? — Михалков едва не подпрыгнул на месте и сделал вид, что обиделся.

— Но зритель изначально относится с пиететом.

— Правильно делает! Не мешает ли это адекватной оценке — это не мое дело, это дело публики. Мое дело — делать мое дело.

— Каким вашим фильмом вы гордитесь больше всего?

— А нет такого! Я никогда не сидел и не калькулировал: "это я люблю больше, это меньше". Что-то удалось больше, что-то меньше — это правда. Дело в том, что все это, так или иначе, моя жизнь, мое время. Жизнь моих друзей, товарищей... Для меня это кусок жизни, который нельзя оценивать только как результат фильма.

Михалков, если верить организаторам, опаздывал на самолет, но терпеливо объяснял всякие сложные вещи — например, почему он не снимает украинских актеров или почему камерные мелодрамы и фильмы с батальными сценами снимать одинаково сложно.

— Проблема в том, что для того, чтобы брать актеров с Украины, нужна совершенная необходимость — либо языковая, либо какой-то экстраординарный подход. Сейчас наша, так сказать, "биржа", переполнена разного класса и разного возраста актерами. Поэтому нет особой надобности обращаться к украинской картотеке.

Не обошлось без политики — Никита Сергеевич объяснил причины похолодания российско-украинских отношений и проехался по Евросоюзу.

— Это естественное продолжение состояния развода — достаточно понятные вещи. Может быть, поначалу вот эта оскомина от "старшего брата" у украинцев была, а дальше-то что? Все равно родня нужна. Где ее искать, родню-то? В Польше, в Германии? Я думаю, что в данном случае Россия все-таки в более выгодном положении, потому что она "недрообладатель". Европа, объединяясь, думает, что из тридцати стариков получится один молодой — но будет очень респектабельный дом престарелых, не более того. Там идей нет уже. Европа выхолощена, поэтому и пытается объединятся. "Евро" разорило страны — спросите у итальянцев, как они относятся к "евро", спросите у французов. Это такой общий финансовый и интеллектуальный "Макдональдс". Приведение к общему знаменателю. Желание, чтобы все были понятны, а я хочу быть понятым. Корни слов одинаковые, а значения противоположные — быть "понятным" значит опуститься до уровня того, кто ходит в "Макдональдс", а быть "понятым" — это уровень пельменей и борща.

Говоря о Киеве, Михалков признался, что слова "периферия" для него не существует, а столица Украины для него — место для отдыха.

— Периферия — понятие очень эфемерное. У меня с Киевом связаны трогательные воспоминания, поэтому я всегда приезжаю сюда с ностальгическим и очень созидательным чувством. Я сегодня стоял на балконе, смотрел на Днепр. Потом очень многое сделал в моем сознании Булгаков с "Белой гвардией". Киев лично для меня город не рабочий, а город-праздность.

Совсем опаздывавший в аэропорт Михалков все же поделился напоследок своим главным секретом.

— Мы уже сняли часть эпизодов "Утомленных солнцем-2" и сейчас готовимся продолжить, а до начала съемок этой картины я сниму другую — римейк "Двенадцати разведенных мужчин". На русской почве. Я подумал, что это может быть очень серьезная попытка поговорить о сегодняшнем дне в России.


КСТАТИ
Акция "Киновернисаж. Богдан Ступка приглашает друзей" проходит в кинотеатре "Жовтень" с 16 по 20 декабря. Собственно, друзья — это Никита Михалков, Станислав Говорухин, Павел Чухрай с женой, актрисой Аленой Хмельницкой, Юрий Ильенко и Александр Роднянский. На открытие "Киновернисажа" был также приглашен Ежи Гофман, но польский режиссер не смог приехать из-за болезни.
В зале "Киноман" демонстрируется ретроспектива фильмов с участием Ступки, а в зале "Гегемон" — новые или недавние картины приглашенных Ступкой режиссеров. Тигран Кеосаян в первый день "Киновернисажа" представил свою новую картину "Заяц над бездной", в которой Ступка сыграл генсека Брежнева — этот фильм, по сути, является главным сюрпризом акции. Остальные картины — например, "Водитель для Веры" Павла Чухрая, "Статский советник" Филиппа Янковского или "Молитва за гетмана Мазепу" уже давно знакомы украинскому зрителю.