1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №291 (2233) за 21.12.2005

КИЕВСКИЙ ПЕНСИОНЕР РЕШИЛ РАЗОГНАТЬ ПОЕЗД

Свою книгу преподаватель и ученый Марк Дигам писал двадцать пять лет. Это первая печатная работа 68-летнего киевлянина. На презентации издания было много студентов. Причем пришли они, по их признанию, "не посветиться, а просветиться".

Открытие в отрасли физики, которое сделал Марк Семенович вместе со своими коллегами — Игорем Лопатиным и Юрием Мокаевым — специалисты называют сенсационным. Еще с восьмидесятых годов прошлого столетия они начали работать над усовершенствованием железнодорожных путей. Впервые в мире украинские ученые создали быстрый, удобный и дешевый технологический процесс упрочнения рельсов. Благодаря ему можно в три раза увеличить продолжительность жизни реечного транспорта, а также в три раза увеличить его скорость. То, что предлагают чудаки-ученые, на первый взгляд, кажется невероятным: они хотят "изрешетить" рельсы.

Испытания нового метода проходили пять лет. Все это время Марк Дигам с другом Юрием Лопатиным трудились... рабочими службы путей "Киевэлектротранса". Причем оба уже были пенсионерами. Только таким способом они могли беспрепятственно "дырявить" рельсы и наблюдать за результатами эксперимента. "Нам выделили списанное оборудование и участок дороги в 12 метров, где мы и в холод, и в жару "колдовали" над путями", — вспоминает Марк Семенович. Ученые вычислили, что, если на условную единицу поверхности нанести 60 точек — металл не изменяет свойств, 70 точек упрочняют его, 80 увеличивают прочность в 3—4 раза.

Пока что разработка ученых живет только на страницах презентованной ими книги "Упрочняющая мозаика на рельсах". Но они очень надеются, что вскоре новинкой заинтересуются перевозчики. Пока интерес проявила только "Укрзалізниця". Кстати, Марк Дигам обещает скоро выдать еще одну книгу. Она будет называться "Человек, которому интересно".