1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №291 (2233) за 21.12.2005

СТАРЫЕ ИНОМАРКИ — ВНИЗ, ВАЗЫ И ЗАЗЫ — ВВЕРХ

Верховная Рада сделала еще один шаг к ВТО, разрешив ввозить в Украину транспортные средства в возрасте до 8 лет. Обязательное условие: иномарки (как б/у, так и новые) должны соответствовать экологическим нормам не ниже "Евро-2", чтобы не превращать нашу страну в европейскую автосвалку. От сертификации будут избавлены временно въехавшие авто (с целью транзита) и транспорт граждан, перебирающихся к нам на ПМЖ. Что это нам даст, кроме чистого воздуха? Как удалось выяснить, подешеветь должны старые иномарки. В то же время, не избежать роста цен на некоторые марки новых авто из-за необходимости отказаться от карбюраторных двигателей.

В результате "возрастного" послабления стоимость "пожилых железных коней", коих в Европе накопилось предостаточно (17 млн в одной Германии), с нового года должна снизиться. "Зеленый свет" на въезд в Украину получат автомобили не старше 8 лет, а в Европе на "Евро-2" перешли еще в 1996 г. По идее, все европейские авто должны соответствовать эконорме, но на практике это не всегда так, поэтому частным перегонщикам, скорее всего, придется тратиться на установку катализатора-дожигателя выхлопных газов (150—230 евро). Но в любом случае цены упадут: гендиректор Всеукраинской Ассоциации автомобильных импортеров и дилеров (ВААИД) Олег Назаренко сказал "Сегодня", что рынок наполнится (активно будут завозить 6—8-летние машины) и старые иномарки подешевеют примерно на 10—15%.

Но, выиграв на этом участке фронта, мы потеряем на другом: уже известно, что с нового года начнут расти в цене некоторые российские авто. Это связано с тем, что "АвтоВАЗ" с 1 января 2006 г. повышает цены на поставляемые в Украину машинокомплекты на 5—18%, в зависимости от модели. Директор центра сборочных комплектов "АвтоВАЗа" Николай Дудин объясняет подорожание машинокомплектов ростом цен на энергоносители, высокой инфляцией в России (11%), ростом зарплат и "желанием улучшить качество комплектующих".

В корпорации "Богдан" нам сказали, что уже с середины января цены на ВАЗы должны вырасти на $200, а общее постепенное удорожание составит $500. Еще до официального заявления тольяттинского автогиганта "Богдан" предупредил, что необходимость замены карбюраторных двигателей на инжекторные, отвечающие требованиям "Евро-2", приведет к подорожанию ВАЗов минимум на $500. В корпорации "АИС", специализирующейся на дистрибьюции российских авто, также спрогнозировали, что с начала 2006-го цены на ВАЗовскую "классику" ("четверки" и "семерки" — наиболее покупаемые у нас модели) поднимутся на 10—15%. Тут сочли, что переоборудование автомобилей инжекторными двигателями обойдется в дополнительные $500—1000. В том, что экология дорого обходится, призналась и официальная Москва: замдиректора департамента промышленности Минпромэнерго Николай Сорокин заявил, что предстоящий переход в России на выпуск машин, соответствующих нормам "Евро-2", приведет к удорожанию автопродукции в среднем на $500.

Впрочем, из-за "Евро-2" карбюраторные ВАЗы с нового года не исчезнут: данная эконорма до 1 июля не будет распространяться на сертифицированные автомобили, ввезенные в Украину или же у нас изготовленные. Одно "но" — до 1 июля такие авто должны пройти первую регистрацию, поэтому в корпорации "Богдан" посчитали, что поставки машкомплектов с карбюраторными двигателями нужно прекратить в апреле.

В корпорации "УкрАвто" нам сказали, что принятый парламентом закон фактически "ставит крест" на всех карбюраторных автомобилях, в т. ч. украинских. Правда, как прописано в законе, украинские производители могут спокойно переходить на "Евро-2" до 1 июля. Такой компромисс всех устаивает: государство получает еще один "плюсик" перед ВТО, а автопроизводители без потрясений усовершенствуют качество своей продукции. Запорожский автомобилестроительный завод уже огласил планы в ближайшие 3—4 года свернуть производство "Таврий" и "Славут". Там считают, что через 3 года спрос на эти модели упадет до минимума, а их производство станет нерентабельным. Ввиду этого назревшая необходимость отказаться от карбюраторных двигателей вписывается в стратегию обновления продукции. В "УкрАвто" затруднились сказать, как новые правила отразятся на цене карбюраторных "Таврий", но в ВААИД предполагают, что переход на более дорогой и экологичный инжектор поднимет цену ЗАЗовской продукции на $100—150.

Как бы ни вели себя цены, наших покупателей этим "не прошибешь". Вопреки увеличению в августе ввозных пошлин до 25% (кроме российских авто) и отмены в апреле льгот украинскому автопрому, что привело к росту цен, спрос на автомобили значительно вырос. Прогнозируется, что в 2005 г. авторынок увеличился на 20—25%, продано до 270 тыс. автомобилей. Специалисты говорят, что главным стимулом роста стало активное продвижение продаж в кредит, в частности отсутствие первого взноса.

В автосалонах нам подтвердили, что на авто ценой до $15 тыс. есть очереди: чтобы получить желанную комплектацию, порой приходится ждать 2,5 месяца. Особенно большой спрос на автомобили, номинированные в евро: снижение с начала 2005 г. курса евровалюты (с 7,2 до 6,05 грн./евро) существенно увеличило их покупательскую доступность. На практике все сложнее: при пересчете на гривню хитрые автосалоны "накручивают" на курс НБУ дополнительные 1,5%. Таким образом они страхуются от валютных колебаний и перекладывают на плечи потребителей налог на валютные операции.