1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №292 (2234) за 22.12.2005

"МАСТЕРА И МАРГАРИТУ" СМАСТЕРИЛИ

Чуда не произошло, дьявольщины тоже. Впрочем, не дьявольщина ли замешана в том, что кинорежиссер Владимир Бортко, гениально прочувствовавший Булгакова в экранизации "Собачьего сердца", родил на этот раз мышь?

Скептики предрекали очередной экранизации оглушительный провал, едва разнюхали, кто из российских актеров в конце концов принял предложение Бортко сниматься в фильме. Действительно было понятно, что Воланд — это только Олег Янковский, как и планировал первоначально режиссер. Но Янковский отказался от предложенной роли, не очень убедительно пояснив при этом, что актер не должен играть две роли: бога и дьявола. Воланд — ключевая роль, и отказ Янковского нарушил первоначальные планы Бортко, решившего обратиться к Басилашвили. Но уже после просмотра первых серий стало ясно, что Басилашвили в эту роль не вжился, хотя выглядел бы блестяще в роли Понтия Пилата. Но эту роль отдали Кириллу Лаврову — и тоже мимо, хотя бы из-за фактуры и внешности, благодаря которой Лавров был прежде так востребован в роли "советского человек и гражданина". Дряблый прокуратор в воинском нагруднике как будто из-за стены выглядывает. Разработка роли тоже никакой критики не выдерживает: вместо властности — птичий вскрик, вместо противоречивости мыслей — брюзжание.

Вторая неудача настигла Бортко, когда от роли Иешуа отказался Евгений Миронов, объяснив, что роль Иешуа слишком напоминает роль Мышкина, и это Жене больше не интересно. Как и роль Ивана Бездомного, в которой "нечего играть", а вот побыть Коровьевым он согласился бы. Но у Бортко были другие соображения на этот счет, и вместо Миронова Иешуа сыграл экс-"браток" Сергей Безруков. Совсем не хочется при каждом удобном случае швырять ему в лицо его похабнейшего Сашу Белого в похабнейшей "Бригаде", если бы Безруков сам об этом всячески не напоминал. В последний раз — участием в ново-скандальном российском многосерийном фильме "Есенин", который сам Безруков-младший и инициировал. Не обольщайтесь, о самом Есенине, исторических событиях и документах в фильме почти ни слова правды, зато есть мораль: русского Есенина "замочили" сионисты во главе с Троцким. А из "Есенина" в исполнении Безрукова, как ни прискорбно, так и прет Саша Белый.

Бортко это не остановило, и теперь Саша Белый прет из Иешуа, хотя бывшего "братка" попытались облагородить клочьями длинных волос и щетиной непризнанного художника.

Третья неудача режиссера — роль Мастера. Вполне вероятно, что Владимир Машков, которого изначально приглашали, и не стал бы тем самым булгаковским Мастером, тоже скатившись к одному из прежних собственных актерских клише. Но, согласитесь, Мастер в версии Александра Галибина (к/ф "Батальоны просят огня") — это не Мастер вовсе, несмотря на все заслуги и опыт в советском кино.

Другие роли тоже воодушевления не вызывают — здесь проще сказать, кто "вписался" в своего героя, и это безусловно Александр Абдулов в роли Коровьева. Такова уж "булгаковская" сущность самого актера-Абдулова, и этого не отнимешь, он вписался бы, кажется, в любую булгаковскую роль.

А вот Бегемот и Маргарита — главные разочарования. Бегемот — всего лишь плюшевая тряпка, надетая на лилипута, который в миру — помощник Жириновского. В эпоху впечатляющих компьютерных спецэффектов заставлять человека бегать в кадре с ушами на голове — смешно. Тем более, что речь об экранизации "Мастера и Маргариты".

Под стать невзрачному Мастеру и неудачно вылепленная Маргарита, которую играет Анна Ковальчук. Кому еще можно было отдавать эту роль, как не чудесной девушке и актрисе из Питера Ксении Раппопорт, недавно блестяще сыгравшей друга Есенина в одноименном сериале?

Угнетают стандартностью даже общие планы картины, второстепенные персонажи, массовки. Нет булгаковской атмосферы, неправдоподобны попытки передать дух эпохи. Хотя и снимали сохранившиеся архитектурные ансамбли Петербурга вместо искореженной бетоном Москвы.

Кроме того, Бортко зачем-то обещал максимально придерживаться булгаковского текста и построения романа, хотя книги живут по своим законам, а кинофильмы снимаются совсем по другим. Как и можно было предположить, такой замысел нанес смертельный удар драматургии экранизации, мучительно затянутые диалоги Пилата-Иешуа и Берлиоза-Бездомного-Воланда способны усыпить даже подготовленного зрителя, знающего и любящего Булгакова и с нетерпением ждавшего этой премьеры.

Как ни печально это осознавать, но Бортко, кажется, не до конца понял, что для него важно в этой экранизациии, а потому решил "снимать один в один", забыв о принципиальных различиях между литературой и кинематографом.

В результате его работа похожа на манеру журналиста-практиканта, который не улавливает сути сказанного на пресс-конференции, либо боится, что понял не так. Поэтому дословно диктует редактору огромные ненужные цитаты, хотя требуется четкая и лаконичная история о происходящем.

Тем выше интерес к фильму Юрия Кары, в 90-х снимавшего в своей киноверсии "Мастера и Маргариты" известных советских актеров. По крайней мере, есть надежда, что в фильме Кары все же больше булгаковского. Говорят, сейчас этот фильм время от времени демонстрируют в одном из клубов Москвы, хотя сам режиссер его недомонтировал, а потом и вовсе утратил все права на него из-за финансовых дрязг с инвесторами. Но в будущем его все же обещают завершить и запустить в прокат.

Неудача Бортко, как и его предшественников, — одновременно удача будущих экранизаторов, которые учтут все ошибки и постараются не наделать новых. А главное, смогут ответить для себя на главные вопросы: зачем и для кого? "Мастер и Маргарита" стоит этого.

P.S. Другие мнения мы представим нашим читателям в следующем "Голубом Огоньке".


СРАВНИТЕ
"МАСТЕР И МАРГАРИТА", режиссер Юрий Кара, 1994
Проект, обошедшийся в $15 млн, инвесторы в 1995 году отказались выпускать на экран, из-за чего возник спор с режиссером. В 1999 году после долгих разбирательств Кару лишили всех прав на фильм, который так и не вышел на экраны.
В ролях: Мастер — Виктор Раков, Маргарита — Анастасия Вертинская, Понтий Пилат — Михаил Ульянов, Воланд — Валентин Гафт, Иешуа — Николай Бурляев, Гелла — Александра Захарова, Коровьев — Александр Филиппенко, Азазелло — Владимир Стеклов, Кот Бегемот — Виктор Павлов, Бездомный — Сергей Гармаш, Левий Матвей — Лев Дуров, Каифа — Вячеслав Шалевич, Арчибальд Арчибальдович — Спартак Мишулин, Доктор Стравинский — Игорь Кваша, Буфетчик — Владимир Кашпур, Дама в Грибоедове — Наталья Крачковская, Директор варьете — Виктор Сергачев.