1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №295 (2237) за 26.12.2005

"У ПЛИСЕЦКОЙ И УЛАНОВОЙ Я БЫЛ ХОРОШИМ КАВАЛЕРОМ"

Приходя в Национальный цирк Украины на очередной спектакль, поставленный его главным режиссером Александром Зайцевым, зрители и не подозревают, что свою новую работу им представляет уникальный человек: единственный танцовщик, которому посчастливилось в Москве быть партнером самых известных звезд балета — Галины Улановой, Ольги Лепешинской, Майи Плисецкой, а в Киеве — выдающихся украинских балерин Варвары и Елены Потаповых, Валентины Калиновской, Элеоноры Стебляк. Совсем недавно Александр Михайлович отпраздновал свое 74-летие, но цирк, которому отдал больше 30 лет бросать не собирается.

В БОЛЬШОЙ ТЕАТР — ЗА ПРОДУКТОВЫМ ПАЙКОМ

О своем детстве Александр Михайлович рассказывает неохотно. Его отец, главный инженер нефтескладов СССР, добровольцем ушел на фронт, откуда уже не вернулся. А мать была рядовым медработником. Поэтому в большое искусство парень пробивался сам. Начиналось все со стандартного дома пионеров.

— Да там танцульки были обыкновенные, — смеется Александр Михайлович. — А вот в хореографическое училище при Большом театре меня привели... продуктовые карточки. Один друг посоветовал. Сходи, мол, на прослушивание, вдруг примут. А там все-таки "энэровские" карточки (научного работника), а значит, паек побольше. В училище нас пытались сделать грамотными людьми. Я очень благодарен преподавателям, потому что некоторые их уроки до сих пор забыть не могу. Вскоре, выдержав огромный конкурс, прошел и в сам Большой. Там познакомился с Майей Плисецкой и Галиной Улановой. Честно говоря, они сами за меня ухватились. Ведь в балете кавалеры-партнеры очень ценятся. Это только кажется, что в их работе нет ничего сложного. Между тем надо точно знать, в какую сторону корпус повернуть, чтобы балерине было удобно. Я оказался хорошим кавалером, поэтому на меня сразу же "спихнули" всех балерин. Поднимал даже тех, которые были тяжелее меня, молодого пацана, раза в три. Всяко бывало. Однажды пришлось даже мазать, извините на слове, попу Улановой канифолью, чтобы она не соскользнула с моей руки в одном длинном эпизоде. Вне работы с ней мы общались меньше: она девушка постарше, там свои компании. А вот на праздники и демонстрации ходили всем коллективом. Зато потом обязательно заходили к кому-нибудь домой и "приговаривали" бутылочку.

С Майей Плисецкой, ее братом Аликом, были очень дружны, любили отдыхать в усадьбе Поленово на Оке. Там устраивали первенства по волейболу, жгли костры, прыгали через них. А вот на Кавказе, в доме отдыха Большого театра у нас даже своя традиция посвящения в отдыхающих была. У всех первоприбывших отбирали деньги, путевку, а потом купали в фонтане. Так веселились самые уважаемые народные артисты Советского Союза, а приезжие принимали нас за клиентов сумасшедшего дома.

Веселье — весельем, а отдуваться иногда приходилось за всех.

— Я всегда приходил на спектакли заранее: подготовиться, отшлифовать все, грим наложить, — продолжает мой собеседник. — А тут мне сообщают: "Сашка, все главные герои заболели, билеты проданы, зрители собираются". Словом, делай, что хочешь, но спектакль отменить не можем. Я ведь даже не репетировал чужие партии, а танцевать надо было с Галиной Улановой. Но деваться-то некуда: пришлось в одном костюмчике, не переодеваясь, отыграть три сложнейших акта. Оркестром тогда дирижировал известнейший Юрий Файер.

Вообще, у меня с Москвой много воспоминаний связано. Особенно с концертным залом Чайковского. Он находился в 15 минутах ходьбы от моего дома. Мы ходили на все концерты. Любили наблюдать за работой дирижеров. Билетов, естественно, ни у кого не было. Народ просто раздевался у меня в квартире (а это человек 20) и, независимо от того, какая была погода на улице, топал к залу. Контролеру говорили, что мы только-только из зала, выбегали покурить. Пускали всех.

НА ПЕНСИЮ НЕ УШЕЛ, А УБЕЖАЛ

В Большом театре Александр Зайцев протанцевал восемь лет. Однажды на один из спектаклей с его участием приехал директор Киевской оперы Виктор Гонтарь и главный балетмейстер Вахтанг Вронский. Они и предложили кавалеру сыграть в балете "Шурале" одну из главных ролей. Александру Михайловичу пообещали хорошую зарплату в 2,5 тысячи рублей (в Москве он получал всего 980), квартиру.

— В то время я мог спокойно ездить из Киева в Москву и обратно, не думая о деньгах, — продолжает Александр Михайлович. — Многие мои друзья приезжали ко мне на премьеры, а мама после каждого визита везла нашим знакомым несколько буханок "Украинского" и фаянсовых бочонков с залитой смальцем домашней колбасой. К тому же, Киев покорил меня своей красотой: в отличие от Москвы, город утопал в цветах.

Меня приняли очень хорошо, а вокруг были одни сокурсники и знакомые. Здесь я тоже стал ведущим солистом, перетанцевав с Варей и Леной Потаповыми, Элкой Стебляк, Валентиной Калиновской. Потанцевал-потанцевал да и ушел на пенсию в 37 лет. Даже не ушел, а убежал. Над моим заявлением еще и посмеялись. Дело в том, что обычно артисты не спешат уйти на покой, а я большими буквами просил "В моей просьбе прошу не отказать". Я просто уверен, что уходить нужно вовремя, чтобы тебя запомнили зрители цветущим, полным сил, а не переходить в роли стариков, бабушек и дедушек. Это уже совсем не то.

Оставив карьеру танцовщика Александр Зайцев в 1973 году стал главным балетмейстером ансамбля "Балет на льду". С этим коллективом ему довелось объездить весь мир, несмотря на то, что заграницу вырваться тогда было сложно.

— Когда я первый раз попал в парижский мюзик-холл, где, простите, девочки полуобнаженные, просто обалдел, — вспоминает Александр Михайлович. — Но не от барышень, а от декораций, музыки, от того, как это все профессионально поставлено. Это ведь тоже искусство, создать номер не так просто. Нужно, чтобы все было едино: и костюм, и музыка, и сам номер, и мысли режиссера. Учиться нужно не только гармонии, но и оригинальности. Вот, что особо ценится. Приведу пример из жизни: мы готовили номер с легендой мирового цирка Владимиром Шевченко. У него был потрясающий черно-белый костюм. Однажды я предложил мне одеть сапоги разного цвета. Я даю честное слово, на следующий день все газеты писали только об этом. Потому, что это было ново, неординарно. Так что настоящее искусство — оно сложное, но об этом не должен знать зритель. Он должен только наслаждаться созданным.

В Париже мой собеседник побывал несколько раз. Конечно же, как и каждый турист, он поднялся на Эйфелеву башню. И вот почти на самом верху, куда дотянуться рукой просто невозможно Александр Зайцев увидел надпись по-русски: "Тут был Вася".

— Это, знаете, тоже приятно, — улыбается мой собеседник. — Увидеть что ты тут не один. Кстати, когда мы поехали на гастроли в Аргентину, меня предупредили: ваши приезжают на тяжелую физическую работу — сети, к примеру, таскать. Мол, живут тут только украинцы-работяги, интеллигенции нет. Но не успел я зайти в какой-то большой магазин, как услышал: "Саш, привет!", "Саш, здорово!" Меня узнавали, а я видел много знакомых лиц.

Через три года Александру Зайцеву предложили должность главного балетмейстера Национального цирка. Работает здесь он и по сей день.

— Для меня работа — это все, — признается Александр Михайлович. — Однажды я лежал в больнице, но прибежал сразу же после операции на спектакль. Меня девочки из балета когда увидели, то сказали, что я немного не в себе и поместить меня надо было совсем в другую больницу. А я просто должен все знать. Ведь когда готовишь номер, а не исполняешь его, то волнуешься еще больше: как то получилось, а как это. К тому же, я всегда в зале смотрю на зрителя, его реакцию. И каждый раз немножечко переделываю номер, подстраиваюсь, выбираю то, что больше нравится.

Тяжелая, в прямом смысле слова, работа аукнулась нашему герою многочисленными травмами. Александр Зверев перенес пять сложных операций. Бывало, что приходилось прямо во время спектакля незаметно вправлять себе колено, чтобы продолжить выступление.

"КУПАЮСЬ ДАЖЕ, ЕСЛИ СНЕГ ЛЕЖИТ"

Кроме всего прочего, Александр Михайлович стал одним из основателей эстрадно-циркового училища. Его выпускниками были как, он говорит, Колька Мозговой, Кларка Новикова и будущая жена "кавалера Большого театра" Валентина. В такой духовной атмосфере выросла дочь, которая пошла по стопам родителей и танцует в Киевском музыкальном театре для детей и юношества. А вот внук, Александр второй (так его называют родные) предпочел искусству спорт.

— Считаю, что каждый самостоятельно должен выбирать свой путь в жизни, — говорит Александр Михайлович. — К тому же, я сам очень люблю спорт. В молодости много занимался гимнастикой. К примеру, в Иране делал стойку на 10-метровой вышке, а потом нырял в воду. Сегодня, глядя в свой паспорт, понимаю, что такого делать уже не смогу, хотя и хочется. Зато я обожаю рыбную ловлю. Часто езжу на дачу, а там до Десны — полторы минуты пешком. Купаюсь в любую погоду, даже если снег лежит. Однажды мне рыбаки-соседи подарок сделали. Говорят: "Сидим мы в пять утра, рыбачим, а тут ты в одних плавках, заскочил в воду, искупался — и обратно на дачу. Нам холодно стало." И достают из пакета шикарный халат. Так что, мне и сейчас не скучно. А все мои титулы и награды... Вот если бы они на рыбный клев действовали, тогда вообще хорошо бы было!