1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №297 (2239) за 28.12.2005

"ЧУДЕС НЕ БЫВАЕТ"

Судя по письмам наших читателей, мнения о телеэкранизации "Мастера и Маргариты" Бортко полярно разделились. Это хорошо еще и потому, что мы предпочитаем лицезреть на экранах героев Булгакова, а не примелькавшихся людей в пиджаках из Украины и России, которые делают вид, что торгуются за приемлемые цены на газ и транзит. В Москве телезрители считают так же, по крайней мере, экранизация уже сейчас всюду бурно обсуждают в прессе и на телевидении. Аргумент "рано судить — еще не все серии еще показали" не в особом почете, ведь особенность киносъемочного процесса такова, что последние дни жизни Иешуа могли снимать раньше гибели Берлиоза. К тому же самые первые части фильма уже могут сказать — уловил режиссер булгаковское настроение и символический пласт романа, или дело свелось просто к визуализации образов. Именно поэтому мы посчитали возможным еще до окончания показа сериала побеседовать о его удачах и неудачах с известными нескольким поколениям "зубрам" кино и театра.

Сергей Никитин, композитор-бард, дуэт Татьяны и Сергея Никитиных:

— Надо все посмотреть, чтобы что-то говорить, но вообще, такое предчувствие, что чудес не бывает. Мне кажется, что это даже обсуждать не стоит, потому что роман действительно великий, а это, скажем так — добротная иллюстрация. Ну, это при всех оговорках, ведь фильм еще не закончился.

Максим Дунаевский, композитор:

— Пока разочарован. 10 серий это не так много, и не так мало для того, чтоб открыть все стороны этой замечательнейшей и интереснейшей книги и пока, посмотрев половину, я не вижу, что это удалось. Попытка сказать обо всем в этом фильме ни к чему не приводит, но дело даже не в сценарии. Прежде всего, отсутствует какой-то ритм, отсутствует какая-то вещь стержневая, которая бы заставила звенеть все это произведение. Вокруг чего это? Воланд таким стержнем не стал. Я обожаю артиста Басилашвили, но мне кажется, что он прошел уже по возрасту пик свой, когда можно было это сыграть. Несомненно, можно было, но не сегодня. Он выглядит слишком усталым, слишком пожилым человеком для того, чтобы сыграть такого персонажа. Мне кажется, что в этом фильме все актеры возрастные, что тоже не дает такого огня и задора. Такое впечатление, что все несколько пригашено, притушено. Это как примерно в опере, когда прекрасную Аиду должна играть пожилого возраста толстая, огромная прима оперного театра. Артисты хорошие, никто не спорит, но уже прошло то время, когда можно было сыграть. Абдулов эту роль мог замечательно сыграть лет двадцать назад. Убежден. Вот это был бы настоящий Коровьев. Поэтому молодые здесь выигрывают, такие как Галкин, но не только молодые. Например, замечательно выглядит Саша Панкратов-Черный.

Но самое ужасное в этом фильме — кот. Это просто из ТЮЗа. ТЮЗовский кот Бегемот. Я на днях задержался у телевизора на "Властелине колец", я его видел, просто по телевизору еще раз показывали. Посмотрел и подумал: неужели нельзя было немного потратить денег, ведь картина дорогая, для того, чтобы сделать анимационного кота, замечательного, который был бы очень реалистичен, вместо этой куклы?

Маргарита вылетает из дому тоже довольно невзрачно. В общем, пока ничего не было яркого. Вроде тех открытий, которые были у того же Бортко в "Собачьем сердце": замечательные роли, четкое попадание. Забывали о книге и наслаждались фильмом. Вот что важно — забыть о книге и наслаждаться тем, что творят на экране актеры вместе с режиссером. Мы же "Идиот" смотрели, не вспоминая о книге.

Если подойти объективно, не думая о своих впечатлениях от книги, мне кажется, людям, которые не читали ее и первый раз видят фильм, скучновато, прежде всего. Нет активности действий, бурного фантастического триллера, которым, собственно, увлекала сама книга. Там было все абсолютно для читателя любого вкуса — в этом сила книги. Она не только для философски настроенных людей. А здесь все-таки преобладание некоторых рассуждений, которые не кажутся глубокими.

И музыка достаточно слабая. Это, мне кажется, разрушает многое в картине. Удивительно, что ведь есть хорошие композиторы в нашей стране, которые могли бы написать музыку к этому фильму и углубить его. Здесь должна быть современная музыка, симфоничная, и вместе с симфоничной могли быть и мотивы 30-х годов, и сегодняшних дней. А вместо этого я слышу подделку под "Омэн" — тридцатилетней давности фильм, и потуги на симфоничность, которой в природе у этого композитора просто нет (музыку к экранизации Бортко "Мастер и Маргарита" написал Игорь Корнелюк. — Авт.). Я даже не буду перечислять имена, которые могли бы замечательно написать музыку. К тому же, ее просто мало в этом фильме.

— Вы досмотрите фильм до конца?

— Досмотрю, конечно. В этом рейтинг этой картины — именно потому, что все ее досмотрят независимо от обстоятельств. Конечно, это событие года. Но вот насколько оно удачно это событие, это уже второй вопрос.

Наталья Белохвостикова, актриса:

— По сравнению с книгой, которая открывает невероятные горизонты фантазии, азарта, мистики, всего, чего хотите, те кадры, которые я видела, мне были скучны.

Сергей Никоненко, актер:

— Я считаю, что Бортко с большим уважением относится к автору, и это отрадно сознавать. Это уже показатель серьезного художника. Уважение одного художника к другому художнику. Сериал еще не закончен и о нем говорить рано, но бесспорно, кое-какие удачи там имеются, например, я бы выделил, прежде всего, Абдулова. Я недавно, буквально меньше недели назад, посмотрел "Мастера и Маргариту" Юрия Кары.

— Полную версию!?.

— Да, все четыре серии. Так вот, я хочу вам сказать, что мне есть с чем сравнивать сегодня. Я в фильме Кары немного принимал участие, но, поверьте, спустя 12 лет я смотрю уже со стороны, потому что я его не видел все эти годы. Я и тогда его не видел, озвучил, и все. Потом куда-то фильм пропал. Но говорят, что не только рукописи, но и пленка не горит. Я Степу Лиходеева играл, директора Варьете. В фильме Бортко его Панкратов-Черный играет — ну и на здоровье! А вот остальные-то роли я могу сравнивать. И вот дуэль Понтия Пилата и Иешуа, которых играют Лавров и Безруков, на мой взгляд, серьезно проигрывает Михаилу Ульянову, который играл Понтия Пилата и особенно Николаю Бурляеву. Я считаю, что фильм Юрия Кары — очень серьезная работа, ее надо всячески спасать, чтобы зрители увидели эту картину. Отмечу Гафта в роли Воланда.

— А где вы фильм Кары посмотрели?

— Это такой малоизвестный клуб, на окраине Москвы. Меня пригласили с тем, чтобы я дал интервью телевидению, вот я этот фильм и посмотрел. Я так понял, что и продюсеры и все, кто за это дело взялся, спасают картину и многое им уже удается.

— А кто его смонтировал?

— Кара монтировал. Это была готовая цветная картина. Он меня звал, но я просто был на съемках и не мог посмотреть тогда, 12 лет назад. По персонажам — это замечательная удача. И очень жаль, что фильм не пошел, потому что актер Сергей Гармаш так сыграл роль Бездомного, что это просто восторг, а не роль. Я думаю, в плане подбора актеров фильм Кары посильнее будет.

— А спецэффекты?

— Вы знаете, обошлись без. Но Маргарита летает, и по Арбату летает, и около театра Вахтангова летает, и в окошко стучится. И Гелла летает. Гелла — Шура Захарова, дочь Марка Захарова. Кот — Виктор Павлов. Замечательный. В гриме хорошем.

— А как вам версия Бортко — плюшевый Бегемот?

— Вы знаете, для меня все-таки убедительней был актер, особенно такой, как Виктор Павлов. Азазелло — Стеклов. Арчибальд Арчибальдович, уже ушедший из жизни, он, наверное, и не видел картины — Спартак Мишулин. Маргарита — Анастасия Вертинская, Мастер — Виктор Раков, еще молодой, еще с горящими пронзительными глазами. Ой, как он мне понравился!

Что касается работы Бортко — это грамотными руками сделано. Пристойно, пристойно, просто у Кары это все гораздо лучше, для меня. Убедительнее. Я не верю, что такой как Лавров мог быть Понтием Пилатом. Ему пора играть "Дядюшкин сон" по Достоевскому. И Бурляев в роли Иешуа меня просто потряс, а Сереже Безрукову очень далеко еще до той духовности, которая очевидна в исполнении Бурляева. Но здесь хоть пристойно, потому что были фильмы, например "Есенин", там тоже играл Безруков. Это непристойно! Здесь он тоже играет, но тут и режиссер посерьезней. Но какую рекламу они дали, как они страдали, будто на других съемках актеры меньше затрачивают себя! Не надо было делать такую дешевую рекламу.

Роман Виктюк, театральный режиссер (недавно поставил спектакль "Мастер и Маргарита")

— В этой книге есть тайна между строк, между букв, там есть шифры, и эти шифры пытается разгадать каждый в меру своей метафизической подготовленности. В фильме тайна прячется, исчезает, и ты даже не догадываешься, что она есть. У тех, кто не читал этот роман, а только слышал о нем, и сейчас смотрит по телевидению — остается один примитивный сюжет. Не может быть так, чтобы магия этой книжки не была передана средствами кино. Средствами монтажа, средствами, которые присущи только великим, я в этом убежден, кинематографистам.

Если бы эту ленту или хотя бы одну ее часть делал Сергей Параджанов, хотя бы ту часть, которая связана с Иешуа и Пилатом, мы бы, наконец, может быть, ощутили ту вековую, так как он один умел это делать, силу мифа. А миф раскрывать средствами натуралистического, реалистического кино — это не приводит ни к одной из загадок этой книги. Потому что если это житейская сцена, то каждый может себя и с Христом-Иешуа сопоставить, и тем более с Пилатом. Вся штука в том, что когда мы смотрим светскую живопись, то мы можем себе сказать — я выгляжу даже лучше. Если это религиозное искусство, миф, то он просвечивает тебя так, что ты не можешь себя сравнивать с этим персонажем, ты можешь только дорасти.

С персонажем Сережи Безрукова будут согласны все милиционеры, ведь это не Иисус, а очередной милиционер, правда, на этот раз сделавший себе перманент и отрастивший длинные волосы. Вот только что у нас был сериал про Есенина — такая же поверхностная штука. И не может человек, артист, за шесть съемочных дней воплотить дух и душу Иешуа. Не может! А Сережа Безруков — может! В перерыве между съемками о Есенине.

А как тело Христа сделали в этом сериале — это чудовищно, потому что если хотя бы взять и просмотреть живопись, которая дает богатейший материал, становится понятно, что там есть свои таинственные знаки, символы. Вот этот символ из этого фильма ушел. Но осталось примитивное сюжетное следствие. И все будут только вспоминать о смешных вещах.

А кот, который одет как в кукольном театре? Его изображает низкорослый артист в таком балахоне, который только на карнавале и можно одеть, но это не имеет никакого отношения к тому, что мистически предвидел Булгаков. Потому что кота видит только тот человек, который смотрит. Другой человек этого кота уже не видит. Это своеобразное направление психики человека на двойное восприятие предмета, вещи, объекта, человека или субъекта. Вот эта структура потеряна совершенно. И осталась масса вопросов.

Лавров играет Пилата, как секретаря обкома партии, который устраивает допрос. Он не расшифровывает мысли Иешуа, хотя в книге они параллельно мыслят и предвидят, что скажет каждый из них. И не может быть такая Маргарита, которая смотрит на Мастера, а в каждом глазу у нее — рубль, потому что она высчитывает, сколько получит за съемочный день. Ну не может быть такого практицизма вне этой жертвенности, вне безумия. Она все-таки ведьма, а у ведьмы в глазах не деньги, а душа другого человека и своя душа.