1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №2 (2243) за 04.01.2006

"ЛИШНИЕ ЛЮДИ" — ЮРИСТЫ И ЭКОНОМИСТЫ, А МАЛЯРЫ И СТОЛЯРЫ — НАРАСХВАТ

Мода на одни и те же профессии привела к избытку юристов и экономистов на фоне дефицита рабочих рук. Предприятия отказываются от выгодных заказов — их некому выполнять! Ну, а пока Минобразования и Минтруда полемизируют том, как будут героически преодолевать ими же допущенные перекосы в подготовке кадров, люди сами должны позаботиться, чтобы их будущая профессия была востребована.

СТАТЬ БЕЗРАБОТНЫМ... ЗА СВОИ ДЕНЬГИ

Спохватились поздно: за годы независимости, когда держава резко сократила финансирование образования, фактически отпустив вузы на свободные хлеба, возникло перепроизводство экономистов и правоведов. И штамповка "лишних людей" продолжается. Например, в Тернополе бухгалтеров готовят 10 вузов, тогда как одна тернопольская Академия народного хозяйства может обеспечить ими всю Западную Украину. Втрое больше необходимого выпускают учителей, вдвое — медиков. Ну, а столица вообще напоминает конвейер: мы насчитали 31 институт экономико-правового профиля, плюс университеты: некоторые из них ежегодно набирают по 4—6 групп контрактников одной специальности. По статистике, киевские вузы предлагают больше мест, чем школы выпускают потенциальных абитуриентов, включая двоечников. Из-за такой "либерализации" высшего образования выпуск специалистов вырос более чем втрое: если в 1991 г. вузы выпускали 17,5 тыс. человек, то в 2005-м — 56,8 тыс.

И ведь что печально: зная об этой проблеме, родители все равно подталкивают своих чад к поступлению в вузы экономико-правового профиля. Каждый думает, что его ребенка минет горькая чаша ощутить себя "лишним человеком", став клиентом служб трудоустройства. Но, по даным управления политики занятости Минтруда, нагрузка на одну вакансию экономиста составляет в среднем 85 человек, бухгалтера — 20.

Как признали за "круглым столом" чиновники из Минтруда и Минобразования, система профобразования полностью коммерциализировалась, а учебные заведения ориентируются не на потребности работодателей, а на платежеспособный спрос. В борьбе за родительские денежки вузы отпочковывают платные филиалы и придумывают "новые" специальности, которым прежде учили в ПТУ, например, учетчик, парикмахер, визажист. " Хорошо, хоть систему образования сохранили", — оправдываются чиновники.

РУКИ И МОЗГИ

Зато имеем другую проблему — рынок образования стал самодостаточным и не реагирует на меняющиеся требования работодателей. Вузы и колледжи наращивают выпуск экономистов и финансистов, а промышленность просит механиков, рабочих-станочников, горняков, маляров, столяров, инженеров и технологов. "Сейчас в судостроении работы — море. Итальянцы готовы размещать заказы по $0,5 млрд., а работать некому: молодые кадры никто не готовит, а старые ушли на пенсию или сбежали в Польшу", — говорит вице-президент Ассоциации "Укрсудпром" Виктор Лисицкий. Верфи предлагают за квалифицированный труд по 2—2,5 тыс. грн., а умелых рук нет.

С "мозгами" сложнее. Самыми востребованными среди "белых воротничков" стали программисты, спецы информационных технологий, менеджеры продаж, маркетологи и — инженеры. А с развитием малого бизнеса раситет спрос на бухгалтеров и менеджеров. Но! Они должны владеть несколькими смежными специальностями, а также международными системами оценок и расчетов, т е. не просто бухгалтер, а экономист-аналитик. Причем работодатели часто готовы платить больше, чем просят соискатели, но за классного специалиста. Они не хотят тратить время и деньги на дообучение "сырых" кадров, а хотят иметь готовых.

БЕСПЛАТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ?

Молодые люди, наоборот, ищут не работу, а деньги. При этом уровень их подготовки серьезно хромает. В редакцию позвонил работодатель-иностранец, который не мог найти профильного менеджера для своей фирмы. "Приходят многие, но они ничего не умеют. Ваш рынок пустой, взять некого!" — сокрушался он. И это скорее правило, нежели исключение. Взимая немалые деньги за учебу, вузы не утруждают себя давать качественные знания, ведь зачеты и дипломы тоже покупаются за отдельную плату.

Так кто же должен контролировать количество и качество подготовки кадров, и за что получают зарплату чиновники от Минобразования и Минтруда? Ответа на этот вопрос так и не прозвучало. Центры занятости винят в бездеятельности МО, а тот ждет, когда Минэкономики подаст ему на блюдечке перспективные потребности в кадрах на 5—10 лет. В свою очередь Минтруда утверждает, что надо вернуться к системе госзаказа (хотя формально его никто не отменял). Но за казенный кошт якобы будут готовить лишь ограниченное число специалистов "общественно необходимых" профессий. А там, где госзаказ, должно быть и распределение, которое, собственно, уже заложено в изменениях к Закону "Об образовании". И хотя здесь просматривается элемент нарушения прав человека, но с державной точки зрения справедливо, — считает министр труда Иван Сахань: отучился за деньги налогоплательщиков — изволь их отработать. Зато в качестве компенсации обещают восстановить статус молодого специалиста с перечнем привилегий, например, пристойной зарплатой и предоставлением жилья. Впрочем, последнее вызывает сомнения, особенно в больших городах.

Тем же, кто учится за свои "кровные", не следует ждать, что нужные знания прилагаются к диплому автоматом, а вежливо их "выбивать" из преподавателей. А те, кто уже применяет знания на практике, но ощущает их нехватку, могут попросить работодателя оплатить вам курсы повышения квалификации. Есть специальное постановление Кабмина, по которому работодатель может тратить на учебу сотрудников до 2% от фонда зарплаты. Однако эта норма чисто рекомендательная, и добровольно расставаться с деньгами мало кто хочет.