1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №4 (2245) за 06.01.2006

МУЖ ОКСАНЫ КАРАВАНСКОЙ ПРЕДРЕКАЛ ЕЙ РЕСТОРАННЫЙ БИЗНЕС

Известный украинский дизайнер Оксана Караванская невероятно проста и приятна в общении. Мне не единожды приходилось брать у нее комментарии к своим материалам. И ни разу не услышала "перезвоните попозже", "свяжитесь с моим пресс-секретарем". Или, как однажды случилось с другим известным дизайнером: "Не буду отвечать на ваши вопросы! Вот к тому модельеру вы подошли раньше, а уже потом соизволили ко мне!"

К БУДУЩЕМУ МУЖУ ПРИГЛЯДІВАЛАСЬ ДЕСЯТЬ ЛЕТ

— Оксан, как так получилось, что звездная болезнь практически вас не коснулась? — первым делом спрашиваю, дозвонившись Караванской во Львов.

— Потому что, когда еще только начинала работать в модельном бизнесе, постоянно повторяла себе: "Только не стать звездой!" Мужу и теперь напоминаю: "Только меня начнет заносить, скажи!"

— Кстати, заметила небольшую неувязку в вашей биографии. Принято считать, что Оксана Караванская — львовский дизайнер. Но родились-то вы в Киевской области.

— Все очень просто. Перед моим рождением мама гостила у родственников в Борисполе, там я и появилась на свет. Моя бабушка по маме — киевлянка, а по папиной линии все родственники — львовяне. Я во Львове живу всю жизнь.

— И переезжать, видимо, не собираетесь...

— Четыре года назад купили квартиру. Дизайн мой. Мало того, я сама нарисовала даже проекты кое-чего из мебели. Потом долго искала таких же ненормальных, как сама, которые бы согласились эти эскизы воплотить в жизнь. К примеру, стол в гостиной. Поскольку у нас очень много друзей, а, следовательно, гостей в доме, решила не делать его стандартным прямоугольным. На первом этаже (у нас двухуровневая квартира) снесли все стены, сделали одну огромную комнату. Когда мой папа пришел, ужаснулся: "Такая была приличная квартира. Что этот ребенок с ней сделал!" По центру гостиной поставили круглый стол на перевернутой четырехгранной пирамиде. Внизу — деревянный сферический полукруг. Наш мастер долго подбирал технологию, как эту сферу из дерева сделать. Даже пришлось заказывать за границей специальную шлифовальную машину. Конечно, потом это очень ему пригодилось, бизнес пошел неплохо. Даже в Великобританию теперь продает свою мебель. Горжусь, что первые безумные проекты он делал мне. Тот же сервант в виде двух огромных полукругов. Полочки очень оригинальные. Кстати, стол нам мастерили месяцев девять, если не больше. Привезли за полчаса до Нового года, я уже было закатила мастеру скандал. Сервант "рождался" год и доставили его опять же перед самыми новогодними праздниками. За полчаса до боя курантов прикручивали ручки. Сейчас уже квартира практически укомплектована. Кухня, кстати, тоже сделана по моему проекту.

— Хватает времени на домашние хлопоты?

— Не всегда, хотя очень люблю готовить. Делаю это своеобразно. Муж на третьем или четвертом году совместной жизни сказал, мол, если дизайнерский бизнес не пойдет (я тогда только начинала) откроешь ресторан. Я никогда не пользуюсь стандартными рецептами. Вот моя мама (по профессии — математик), если в рецепте написано 30 г лука, обязательно взвесит и положит именно столько. Я же, если собиралась готовить баклажаны, но в холодильнике обнаруживаю еще и вишню, то будут на столе тушеные баклажаны с вишней.

— Подшить, заштопать... Что-то их этих хозяйственных обязанностей успеваете?

— Признаюсь честно, у сына оторвалась пуговица на пиджаке еще где-то в октябре. Только на днях я привела его к себе в ателье и попросила девчонок пришить… Святославу уже десять. После его рождения я сидела дома всего полгода. Хотела бы подольше, но... Каждый год наш вуз выпускает 30 дизайнеров, и я понимала, если засижусь, могу опоздать навсегда. Уехала в Лондон (сотрудничала там с одной фирмой), а когда вернулась — открыла свое ателье. Тогда же стала активно участвовать во всевозможных дизайнерских конкурсах и показах. Затем Ирина Данилевская (председатель оргкомитета "Сезонов моды". — Авт.) "за уши" вытянула меня в Киев... Сейчас стараюсь проводить побольше времени с сыном. О дочечке, конечно, мечтаю. Как пошутила недавно Данилевская: "Я готова ради тебя передвинуть на 9 месяцев "Сезоны моды!" Это было, когда на вопрос о втором ребенке, я пожаловалась: "Не виновата же, что "Сезоны" проходят каждые полгода".

— В школе знают, что у Святослава такая известная мама?

— Сейчас он перешел в другое учебное заведение. К тому же, и у него, и у мужа другая фамилия. В прежней школе однажды меня с ним увидела одноклассница. "Это твоя мама?" — расспрашивала потом. Затем (возможно из гордости за учебное заведение или недостатка воспитания) учительница "подлила масла в огонь" — торжественно объявила ребятам, чей сын учится с ними. Тут же пошли какие-то элементы зависти со стороны друзей. Сын очень переживал.

— Супруг вас ревнует к успеху?

— С одной стороны, ему очень приятно, что жена известна. Но бывают моменты, когда ему это мешает. Знакомые могут подначивать. Сам по себе он и не задумывался бы об этом, потому что очень добрый и искренний человек, но, когда друзья начинают подкалывать, ему неприятно.

— Чем он занимается?

— Бизнесом. А чем сейчас еще может заниматься физик-электронщик? Еще он мне помогает. Если бы не муж, не знаю, смогла бы достичь того, что имею и знаю. Богдана я встретила в 17 лет, но вышла за него замуж только спустя десятилетие. Когда мы познакомились, мне, учитывая юный возраст, он, 30-летний, показался неимоверно взрослым дядей. Еще бы: профессор, приехавший из Питера, с кучей диссертаций и научных открытий. Было даже как-то страшновато. Потому, наверное, наше общение ограничилось несколькими походами в кафе. Но видать в душу я ему запала крепко. Когда мы случайно встретились через много лет, он знал обо мне все — что успела выскочить замуж и развестись сразу же. Буквально через полгода отправились в загс. Притирались друг к другу долго. Да и сейчас этот процесс не закончился. Мы оба очень темпераментные холерики. Ссоримся очень бурно. Ух! Когда я говорю: "Не кричи!", он удивляется: "Я просто эмоционально разговариваю!" Зато миримся тоже быстро. Помолчим, а через час делаем вид, что ничего не было.

КАК ДВЕ ЗВЕЗДЫ ЧУТЬ НЕ ПОДРАЛИСЬ ИЗ-ЗА ЮБКИ

— Оксан, признайтесь, дизайнерский бизнес — прибыльное дело?

— В мире — очень. Мы же только начинаем. Пока единственный реальный доход — обслуживание VIP-клиентов. Бутики, которые открыли в Киеве, пока в процессе раскрутки. Я общаюсь часто на эту тему с коллегами, всем нам хотелось бы чего-то большего. Но на сегодняшний день брендовые магазины предпочитают видеть в своем ассортименте сплошь Кавалли и Версаче. Мол, это очень круто. Наша одежда не хуже, а учитывая то, что мы очень стараемся, по качеству — даже лучше. Мы не имеем права на халтуру.

— Бывали моменты, когда отказывали кому-то из клиентов?

— Редко, но такое случается. Поскольку дизайнерской работой занимаюсь давно, набила уже много шишек. У меня даже есть музей глупостей Оксаны Караванской. К счастью, он не очень пополняется экспонатами. Сейчас я прекрасно вижу, когда клиентка просто морочит мне голову, сама не зная, чего хочет. К примеру, желает видеть на себе то, что ей изначально не пойдет. И, в конце концов, примеряя готовый наряд, обвиняет меня в том, что он ей не подходит. Дескать, вы — дизайнер, а не предугадали этого. А объяснить ей это во время примерки практически невозможно. В таких случаях придумываю "отмазки". Мол, у нас очень длительные сроки пошива, обратитесь к другому мастеру. Когда это не помогает, честно признаюсь: я не ваш дизайнер, мы не понимаем друг друга.

— Сколько вещей расходятся сразу после показа?

— Еще два года назад мы делали коллекции из сезона в сезон и все тут же распродавали. Буквально, кто во что влез, тот то и схватил. Помню историю, когда две очень большие звезды тянули в разные стороны понравившуюся юбку. В процессе борьбы она немного потеряла товарный вид — порвалась, но одна из дам ее все же купила. Сейчас мы работаем по мировой системе — делаем коллекцию на год вперед. Естественно, не спешим продавать ее сразу. После показов баеры отбирают вещи для магазинов, которые они представляют. Конечно, есть пара клиентов, которые прибегают после показа и забирают понравившийся наряд, даже не спрашивая разрешения. А потом звонят моему администратору и спрашивают, сколько нужно заплатить.

— Самые дорогие вещи от Караванской. Что это?

— Меховые изделия по заказу одного салона расходились и по 20 тысяч долларов. В целом, порядок цен на мои модели очень разный. Мы всегда ищем с клиентом компромисс в этом плане. Первым делом спрашиваю: "Какой у вас бюджет?" Если он ограничен, стараемся вписываться в эти рамки. Если нет — бурлим в фантазиях.

"ПОНТЫ ПОГОНЯТЬ" ЕЩЕ УСПЕЮ"

— Планируете выходить на международный уровень?

— Года три назад серьезно об этом думала, даже посещала показы за границей. А потом поняла, что просто так, для "звездности", ездить в Париж с показами — это глупо. Только бюджет одного такого мероприятия по самым скромным подсчетам составляет 150 тысяч евро. Даже, если найду такие деньги, возникает вопрос: зачем мне это? Такой размах необходим, если планируешь на таком уровне работать и дальше. Для раскрутки надо оставаться жить в Париже, открывать там бутики. Но я никогда не смогу надолго уехать. А "понты погонять" еще успею.

— Дружба между дизайнерами — это реально? Или как у артистов: на сцене — целуются, а в жизни — друг друга не выносят...

— Я в очень дружна с Витькой Анисимовым. У нас даже мысли иногда совпадают! Помню, зимой позапрошлого года буквально за день до своего показа, включаю телевизор. Там — бац! — коллекция Карла Лагерфельда по Казимиру Малевичу. А у меня наутро запланирован показ по тому же Малевичу и другим художникам-авангардистам. Честно говоря, было очень приятно, что нам пришли одновременно одни и те же идеи. Приезжаю на показ. Он был с Анисимовым в один день. Виктор подходит: "Что, Караванская, у тебя по Малевичу коллекция?" — "Да", — гордо отвечаю. "И ты уже знаешь?" — продолжает он. "Знаю. Это же круто: я и Лагерфельд", — не сбавляю важного тона. "Ты вообще ничего не знаешь! У меня тоже по Малевичу коллекция!" — смеется он.