1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №4 (2245) за 06.01.2006

КУКЛЫ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ

Новогодне-рождественские праздники в самом разгаре. Не все еще выпито, и не со всеми... А как представишь, сколько у тебя друзей и родственников, — хоть караул кричи. И не только потому, что со всеми на брудершафт надо "полобызаться". Хотелось бы и презент преподнести. Хорошо тому, кого судьба фантазией и средствами не обделила. Но зачем изощряться? Вспомните, какое время на дворе — сказочное, "детское". А что вам в детстве дарили? Игрушки. Не уверена насчет мужчин, но что касается женщин, то всегда считала, что универсальным подарком для барышень любого возраста является... кукла. Особенно в ситуации, когда не знаешь, что подарить.

ШЕДЕВРЫ... С ПОМОЙКИ

Такого же мнения придерживается и киевлянка Ирина Хаджинова. Мать двоих детей, казалось бы, давно должна была вырасти из девчоночьих игр. Напротив, свои "ляльки" только подстегнули женщину. Результат ее увлечения куклами можно увидеть на выставке в Музее Одной улицы на Андреевском спуске, 2-б, которая так и называется — "Игра в детство" (продлится до 20 января). Здесь представлены около 80 кукол из коллекции Ирины, которую она собирает последние пять лет... на блошиных рынках, а иногда просто на помойках. Отмывает их, реставрирует, одевает. Если надо, парик сошьет или соответствующий "макияж" сделает.

Для каждой куклы придумывает историю, эпоху, характер, стиль. Особенность коллекции — изначальный внешний вид игрушки изменяется до неузнаваемости. Например, злобные тролли превратились в трио забавных клоунов с бубенчиками на колпаках. Просто так их почувствовала мастерица.

Интересна выставка и тем, что в ней собраны наиболее распространенные типы материалов, из которых изготавливают объемных кукол — фарфор, целлулоид, пластик, папье-маше. Да и география кукол обширна — от европейских дам до чернокожих туземцев. Многие, наверняка, и не видели таких.

Классический вопрос, который задают Ирине: с чего бы родилось такое увлечение? Кое-кто может усмотреть в этом доморощенный "фрейдизм" — нереализованная женская потенция и все такое. Сама же мастерица с усмешкой возражает, мол, у нее двое прекрасных сыновей — так что ни о какой нереализованности речи и быть не может. "Это просто стремление к красоте", — говорит она.

ТРЕНАЖЕР ДЛЯ ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ

Кукла издавна была не просто развлечением, но и поистине магическим предметом, оберегом, если хотите — тренажером для усвоения детками навыков взрослой жизни. Как справедливо заметил когда-то Виктор Гюго, маленькая девочка без куклы почти так же несчастна и точно так же немыслима, как женщина без детей.

Люди всегда чувствовали, что от кукол исходит особое магическое поле. Считается, что мастера, которые делают кукол, вкладывают в них душу. Никогда не задумывались, почему с одной игрушкой детки не разлучаются даже ночью, тогда как к другой — более качественной и, на ваш взгляд, красивей, абсолютно равнодушны?

"Вот тебе куколка, моя милая, — прошептала мать и вытянула из-под одеяла маленькую куклу, одетую в красные ботиночки, белый передничек, черную юбку и корсетку, вышитую разноцветными нитками. — Это мои последние слова: если заблудишься в лесу, или тебе понадобится помощь, спроси у куклы, что делать. Она тебе поможет... Вот тебе мой материнский завет и мое благословение, милая доченька", — так начинается народная сказка о Василисе Премудрой.

Кукла — эта маленькая жизнь. У каждого народа до сих пор сохраняются старинные традиции изготовления игрушек. В глубочайшей древности это были даже еще не куклы, а, например, деревянное полено или кукурузный початок, превращенный неуемной детской фантазией в собственное дитя. Спустя годы для игры в куклы дети стали приспосабливать и другие подручные материалы. В католических странах, например, это были храмовые изображения святых.

ИСТОРИЯ: ОТ СЫРА — ДО ФАРФОРА

В нашей стране еще совсем недавно были широко распространены игрушки не только вырезанные из дерева или вылепленные из глины, но и из ткани, сыра, постного теста, куклы-мотанки из ниток. На просторах современных Украины, Словакии, Польши народные традиции начали исчезать значительно позже, чем в странах Западной Европы, где уже на рубеже XVI—XVII веков "сельская" игрушка начала отделяться от "городской", изготовленной не столько для детской забавы, сколько на продажу.

В XVII—XVIII веках наряду с деревянными очень популярными были куклы из воска. Главным центром их производства стал Мюнхен. Процесс изготовления такой игрушки можно сравнить с работой скульптора: сначала мастера моделировали их из глины, отливали из гипса, а уж потом — из воска. Толщина таких произведений искусства не превышала 3 мм. Одна из первых значительных восковых кукол — младенец — была изготовлена в Англии в начале XIX века.

В то же время популярным в качестве материала для изготовления кукол стал фарфор. Кстати, его изготавливают, сплавляя смесь разных глин при температуре 2372 градуса Фаренгейта. А уже в 60-х годах XIX века кукольные головки из глазурованного фарфора стали заменять бисквитными (без глазури и дважды обжигаемыми). Бисквит действительно более схож с нежно-розовой детской кожей. В 80-х годах того же столетия очень популярной была французская кукла "bebe" — первая, которая изображала девочку-подростка, а не взрослых, как это было раньше.

Кстати, мастера Российской империи быстро освоили искусство изготовления фарфоровых красавиц наряду с Англией, Францией, Данией, Германией. Правда, были они от этого не менее дорогими. Увы, история художественной куклы в России закончилась, как и многие другие "буржуазные пережитки", сразу после Октябрьской революции. На смену изысканным фарфоровым личикам с натуральными локонами пришли безликие резиновые пупсы. До сих пор большинство современных кукол изготавливается из резины, пены и винила. Последний, например, коренным образом изменил внешность игрушки, поскольку волосы можно "вживлять" в голову вместо того, чтобы рисовать его или одевать на куклу парик.

ЭТО ВАМ НЕ ИГРУШКИ!

Но как бы там ни было, за последние 10—15 лет фарфор вновь обрел невероятную популярность. Хотя, опять-таки, его используют не для детской забавы. Кстати, одно из первых исторических упоминаний о кукле в качестве не совсем куклы связано с именем древнеегипетской царицы Клеопатры. Оказывается, у нее была целая кукольная коллекция, служившая для своей хозяйки чем-то вроде журнала мод. Именно по эскизам кукольных нарядов царица заказывала облачения для особо торжественных церемоний.

Посланниками моды служили куклы, начиная с XVII века, и во Франции. Таким образом парижские модницы делились последним "писком моды" с обитательницами далеких провинций. Считается, что первая художественная кукла в единственном экземпляре была создана во Франции в 1881 году знаменитым художником Эдгаром Дега. Это была восковая статуэтка "Маленькая танцовщица", одетая в самое настоящее тканевое платье и представленная широкой публике на выставке импрессионистов в Париже.

Состоятельные и не очень господа всего мира приобретают кукол не менее охотно, чем живопись и старинные монеты. Очень крупные и знаменитые коллекции кукол собрали, например, голливудские звезды Деми Мур и Грейс Келли. Из "наших" коллекционеров известны Андрей Макаревич, Ольга Кабо, жена Александра Малинина, Ольга Окуджава.

На Западе большие деньги делаются и на производстве пластика, красок и других материалов, необходимых каждому мастеру. Открыты специальные магазины, где продаются не только куклы, но и "запчасти" к ним: антикварные глаза, пальчики, парики. Создан даже особый каталог "Glorex. Swiss dolls", который специализируется исключительно на куклах, костюмчиках и других аксессуарах, которые могут пригодиться и ребенку, и профессиональному художнику.

СТРАСТИ ПО БАРБИ

Говоря о куклах, конечно же, нельзя не сказать, пожалуй, о самой на сегодняшний день популярно-скандальной — Барби. Ее "родителями" принято считать семейство Хандлеров, владельцев известной в мире фирмы-производителя игрушек "Мателл". Впервые кукла была представлена на Американской ярмарке в Нью-Йорке в конце 50-х прошлого века. Говорят, и по сей день Барби разгребают во всем мире со скоростью одна кукла в секунду.

Так в чем же скандальность этой куколки? Оказывается, прообразом легендарной игрушки стала немецкая блондинка Лилли, звезда бульварной газеты "Бильд", которая до конца 50-х годов пользовалась у себя на родине небывалой популярностью среди мужчин. Вскоре она стала куклой ростом в 11,5 дюйма, с высокой грудью, втянутым животом и ногами "от ушей" — словом, секс-символом. У куклы было два основных наряда: изящное женское белье и обтягивающий костюм. Купить Лилли в отделах игрушки было нельзя, она продавалась для мужских утех в пивбарах и табачных лавках. Так было до тех пор, пока в 1958 году компания "Мателл" не закупила права на немецкую Лилли.

Однако не только "родословная" портит репутацию Барби. Дело в том, что, если бы кукла ожила, то превратилась бы в женщину ростом около 167 см, весом чуть менее 50 кг, объемом груди 99 см, талии — около 46 см и бедер — 84 см. Считается, что это невозможные пропорции для нормальной жизнедеятельности. Тем не менее многие современные девчушки, воспитанные на таких эталонах, сходят, в прямом смысле, с ума.