1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №5 (2246) за 10.01.2006

ПОЛОВИНА АВТОМОБИЛЯ — ЗА ГОЛОВУ ЛЕНИНА

В одном из декабрьских номеров "Сегодня" (от 13.12.2005) мы рассказывали о необычных современных памятниках Евпатории. Многие из них уже давно "обросли" городскими легендами. Забавные изваяния веселой коровы, чудаковатого пекаря, мускулистого мальчугана, отдыхающего Геракла, молодой мамы и немолодой пары пляжников всегда привлекают внимание курортной публики и тысячами экземпляров на фотоснимках разлетаются в разные города и страны. Автор всех этих персонажей — скульптор Алексей Шмаков, как оказалось, с 1967 года и по сей день живет в Евпатории.

НА ШМАКОВСКИХ МАЛЬЧИКОВ ПОКУШАЮТСЯ ВАРВАРЫ

За полвека своей профессиональной карьеры 72-летнему Алексею Шмакову довелось поработать не только на необъятных просторах СССР, но и за его пределами — в Италии, Эквадоре и Чили. На одном из Эоловых островов возле Сицилии замер его "Разъяренный вулкан", высеченный из окаменевшей лавы, а памятник из бронзы Верховному правителю инков украшает одну из площадей Кито. А всего Алексей Егорович создал более 20 крупных монументов и еще около 100 скульптурных произведений разных форм и жанров, и большинство их установлены в Евпатории. Последний из них — дореволюционному градоначальнику Семену Дувану, появился совсем недавно, в прошлом году.

В Крым Алексей Шмаков переехал из Бреста в 1967-м. Молодой скульптор сразу же получил серьезный заказ от партийных боссов — на создание памятника первому председателю евпаторийского Совета рабочих и солдатских депутатов, зверски замученного в 1918 г. "оппонентами": белогвардейцы закопали Д. Л. Караева живьем в песок. А для души Алексей Егорович тогда же изваял мальчика с гирей (скульптура называется "Буду чемпионом"). Он стоит возле биоклиматической станции на набережной с 1968 г. и является едва ли не самым популярным памятником города.

— У вашего юного физкультурника был прототип? — поинтересовался я при встрече с Алексеем Шмаковым.

— Да, я на своего сынишку поглядывал, даже фотографировал его в трусиках с разных сторон. У памятника этого история счастливая. За исключением одного эпизода. На него варвары покушались! Лет десять назад его пытались украсть, успели ногу одну подпилить, но когда обнаружили, что он не целиком из металла, что внутри бетон — бросили это дело.

Пережил покушение "металлограбителей" и другой знаменитый малыш Алексея Шмакова. "Мальчик на дельфине" — визитка города, появилась при въезде на курорт со стороны Симферополя еще в 1981 г. Без этого изображения не обходится ни один сувенирный буклет. Недавно — накануне 2500-летия города — памятник претерпел изменения в конструкции. Помимо юбилейного обрамления вокруг мальчика заменили солнце. Лучи были сделаны из листовой меди. Но их тоже пытались украсть, поэтому их срезали и вместо них установили другие, покрашенные — из железа.

— Еще рассказывают об удивительном перемещении вашей пары — "мужика под бабой"·

— Этот шутливый памятник появился в городе не так давно, но уже, действительно, сменил прописку. Сейчас скульптура находится недалеко от Морского порта, а сначала была установлена возле загса. Хотя я настаивал на том, что ему более подходящее место где-то ближе к городскому пляжу. По теме, конечно, это вроде как муж и жена, но вовсе не молодожены. Идея совсем другая. А рядом с загсом у людей рождались свои интерпретации памятника — я слышал такие названия: "Неравный брак", "Кто в доме хозяин?".

— А кто-то даже Крупскую с Лениным разглядел...

— Ну, никаких намеков я не делал. Это колоритная украинская пара, сделана с иронией. Во всяком случае я имел в виду украинца, и поэтому там скорее можно найти сходство с Тарасом Шевченко. Но никак не Ленин.

ПОЧЕМ ЛЕНИН ДЛЯ НАРОДА?

Вождя мирового пролетариата скульптору Шмакову приходилось изображать неоднократно и в разных формах. По признанию Алексея Егоровича, в работах над памятниками Ленину на него груз ответственности никогда не давил: "Что там ответственного, если ты настоящий художник? Я делал и бюсты, и барельефы, и большие памятники Ленину. Сколько всего, даже не вспомню, не вел такой "бухгалтерии". Знаю точно, что в моей лениниане представлены все жанры. Эта работа оказалась несложной, потому что в распоряжении всегда было материалов более чем достаточно: и прижизненные фотографии, и портреты Ленина, и его посмертная маска".

В советское время было установлено астрономическое количество памятников Ленину. Но при этом ставка за голову вождя мирового пролетариата никогда не понижалась. Профессионалам платили за работу до 1961 г. — 20 тысяч, а после денежной реформы — 2 тысячи рублей. Тогда — это почти пол "Москвича" или треть "Жигулей". Создание "Ильичей" считалось делом почетным и архиответственным.

— Сколько стоил государству каждый памятник с расходом материалов и установкой, я никогда не интересовался, — говорит Алексей Егорович. — Скульптору платили за проект и саму модель из глины. Это основная работа, дальше — дело техники. А вообще, портретная скульптура всегда ценилась вдвое дороже, чем обычная — парковая.

ВСТРЕЧА С ЖИВЫМ ВОЖДЕМ

Случилось однажды скульптору и с реальным небожителем повстречаться. В 1966 г. приехал посмотреть на Брестскую крепость сам "дорогой генсек" ЦК КПСС Л. И. Брежнев. Алексей Шмаков работал там после распределения и к тому времени успел отличиться при оформлении Музея героической обороны крепости-героя. Несколько его работ украшали экспозицию и территорию музея, а на воротах — многофигурный рельеф. Леонид Ильич в сопровождении официальных лиц осматривал все с неподдельным интересом.

— Он вел себя очень естественно, не важничал, — вспоминает Шмаков. — Не корчил из себя неприступного государственного деятеля. Шутил, смеялся. Поэтому, когда он пожимал мне руку, я не чувствовал никакой робости. Разговаривали так же просто, как сейчас мы с вами. На меня он произвел тогда приятное впечатление: динамичный и остроумный человек. А вот Косыгин, который находился рядом с ним, наоборот — был полной противоположностью Брежнева: угрюмый, с каменным лицом, никакой мимики, никакого выражения. Кажется, ни одного слова не проронил. В плане работы над портретом — совсем неинтересный "экземпляр".

Во время экскурсии кремлевской делегации за происходящим из всех углов внимательно следили суетливые мужички: "Они появились как-то незаметно, и все отличались рабоче-крестьянскими физиономиями. Было явно заметно, что им трудно маскироваться под непринужденных наблюдателей".

На память о встрече с вождем у Шмакова осталась фотография, которую сделал корреспондент брестской областной газеты "Заря". Но этот эпизод никак не отразился на карьере скульптора, а исторический снимок до наших дней пылился в старом альбоме.